Месяц назад на форуме RK мы отвечали на вопрос о том, есть ли в Тайланде, который является страной, где перерабатывается и ограняется более 80-ти процентов всех добываемых в мире рубинов, свои собственные, «родные» рубины. Ответ, на наш взгляд получился достаточно интересным. Вот наш рассказ.
Более 10-ти лет назад на одном из совершенно не специализированных тайских «развальчиков» мы купили два странных по цвету камня, которые позиционировались как тайские рубины. Камни по своему цвету «тянули» в лучшем случае на темно-розовые сапфиры откуда-нибудь из Африки. К нашему великому изумлению, в бангкокском геммологическом институте AIGS нам подтвердили не только природное происхождение этих камней, но и четко и надежно установили месторождение этих … рубинов. На наш вопрос о цвете корундов, нам было четко заявлено, что камни с тайских месторождений специальным Королевским указом призваны считаться рубинами. Это были рубины из месторождения Бо-Рай в тайской провинции Трат. Эти рубины на рынке и тогда были редкостью. Нас же насторожил в то время совершенно неповторимый цвет этих камней. Мы стали называть такие рубины «баклажановыми» (см. фото 1). Однако, по прошествии нескольких лет такие баклажановые рубины полностью исчезли с рынка, и … мы больше о них не вспоминали.
Фото 1. Типичный баклажановый цвет необработанных рубинов из тайского месторождения Бо Рай.
В Чантабури тогда разрабатывались до 20 карьерных рудников одновременно. На них добывали зелено-желтые сапфиры, зеленые сапфиры, желтые сапфиры и синие сапфиры со всеми перечисленными выше оттенками. Некоторые наиболее однородные по цвету зеленые сапфиры отжигались в присутствии бериллия (сейчас в присутствии лития) в желтые сапфиры. Канареечных разностей почти совсем не получалось. Но ярко-желтый цвет с некоторой «оранжевизной» достигался легко. Особенно ценятся разности с весом более 3 карат. По «авторитетному» мнению индийских предсказателей именно такие желтые сапфиры способствуют установлению и стабилизации семейных отношений.
Все эти сапфиры, желтые, зеленые, синие, но в основном хотя бы чуть-чуть полихромные, назывались в Тайланде по имени местного района (типа нашего Сельского поселения) на востоке от Чантабури: Банкгаджа (Bangaja). Попадались и трехцветные разности, красивые до умопомрачения. Все дилеры говорили, что утренние рынки камней в Бо-Райе и в Трате закрыты, а месторождение сиреневых сапфиров и рубинов разного цвета не плодоносит. Мы обратились к англонету.
Из интернета мы узнали, что 50 лет назад местные восточные тайские месторождения фиолетово-красных рубинов, сиреневых сапфиров (Бо-Рай) и зеленых, желтых и синих сапфиров (Чантабури) активно разрабатывались. 30 Лет назад обеднилось месторождение Бо-Рай, а 10 лет назад закрылись из-за банкротства почти все карьеры в Чантабури. Остались только карьеры на территории местной провинции Банкгаджа, которые продолжают плодоносить до сих пор.
Фото 2. Типичные сапфиры желто-синего цвета из месторождения Бангкаджа.
Фото 3. Типичный сапфир желто-зеленого цвета из месторождения Бангкаджа. Термически обработан без применения оксида бериллия.
Фото 4. Типичный сапфир сине-зеленого цвета из месторождения Бангкаджа.
В сентябре 2015 года, интернациональная группа исследователей вместе с автором предприняли попытку что-нибудь найти в окрестностях тайского городка Бо-Рай. Мы изучили многочисленные англоязычные любительские фильмы, посвященные старательской индивидуальной добыче камней в ручьях и речках провинции Трат около городка Бо Рай. Запаслись картами и навигационными программами (лучшие - на тайском языке). Чуть приподняли старенькую Хонду – Джаз и … поехали на экскурсию на ручьи в окрестности Бо-Рай, чтобы еще раз посмотреть на "рубиновые реки", в которых сухонькие тайские старички продолжают мыть камни.
Наша интернациональная компания, как обычно, состояла из поляка, тогда еще жившего в Чантабури, а сейчас уже мягко, но надолго депортированного за нарушение визового законодательства в Польшу, итальянца, прекрасно знающего тайский язык и Вашего покорного слуги, обычно выступающего не очень щедрым, но все же спонсором подобных вылазок.
Доехать до городка Бо-Рай было не просто. Как только съехали с основной дороги Чонбури – Трат, указатели на английском языке исчезли и стали крайне редкими. Для осмысленного чтения указателей на тайском языке знания тайского было не достаточно, нужно было еще и знать местную географию, поэтому местный полиглот группы итальянец Микеле, помочь не мог. Саванна с невысокой растительностью совершенно не позволяла ориентироваться на местности. Однако, так или иначе, аллювиальное месторождение с ржавыми обогатительными машинами и многочисленными отвалами, ручьями, бамбуковыми зарослями и брошенными плоскими разорванными корзинами для промывки речного аллювия («Так’а») на берегу, мы нашли.
Фото 5. Просмотр тайцами мелкого аллювия, промытого от ила и мелкого песка, на одном из ручьев месторождения Бо Рай.
Каждый раз мы старались осматривать новый ручей. Перед тем, как ручей становится объектом старательства, его берег и подходы к нему тщательно очищаются от зарослей травы и мелких кустов. Вместе с растительностью уходят и змеи. Их тут полно. Два раза мы видели их просто переползающими асфальтовую дорогу.
Фото 6. Заросший ручей в районе Бо-Рай. Скорее всего старатели здесь работали много раз, ведь фотографию мы сделали с дороги.
В одну из вылазок нас сопровождал мото-таксист, который был из той самой приграничной деревни, где жила вдова работавшего здесь некогда огранщика, совершенно не помнящая, кстати своего возраста. Мото-таксист уверял, что ей больше 100 лет. Деревенские тайцы живут крайне бедно. А на территории, приближенной к границе Камбоджи, бедность местного населения мало отличается от нищеты. В дощатых «домах» иногда без некоторых стен, зоны кухни, спальни и бодрствования не разделены. Хозяева сидят на полу на циновках, поджав ноги. На циновках же и спят. Иногда подложив тоненький матрасик. Вот в такой позе и обстановке мы застали старую тайскую жительницу деревни.
Фото 7. Жилище бедной старой женщины в районе Бо-Рай
Старушка разговаривала исключительно на кхмерском, поэтому наш примитивный тайский был нам не помощником, но вот мото-таксист знал оба языка, так мы и выяснили следующее. Муж огранщик умер в год пятидесятилетия ныне правящего Короля Тайланда (то есть, более 30 лет назад). Все эти годы, по словам мотоциклиста, перекупщики обшаривали каждый уголок городка Борай и окрестных деревень. Однако, кхмерский язык не позволил дилерам быстро добраться до остаточных сокровищ в хижине. Но сейчас, и старушка почти по-русски развела руками, ничего не осталось. Все забрали ребята с той, другой стороны границы, из Пайлина. Кстати ничего не заплатили. Оставили лишь небольшой мешок риса. Да и то слава богу.
Ваш покорный слуга, не участвующий в разговоре, но внимательно впитывал все, что мог понять из тайского перевода кхмерской речи старушки. Однако, итальянец Микеле, зарабатывающий на курорте нотариальными и деловыми переводами для итальянцев, мог существенно облегчить мне понимание сложных тональных тайских выражений. Свет в конце туннеля нашей скромной экспедиции затухал с каждой минутой. И вот опять вспыхнула искорка. А может быть, остались отбракованные камни? Не обработанные? Старушка медленно подняла свой взгляд на засаленные деревянные полки.
Ваш покорный слуга всмотрелся в темный угол "кухонного уголка" хижины и мысленно ахнул. Ахнул потому, что вспомнил перуанский фильм 50-ти летней давности "В сельве нет звезд". Там главный герой с трудом добрался до племени индейцев в перуанской сельве. Племя индейцев добывало золото. Самородки и сплавленные кусочки золота вождь племени - белая женщина хранила в многочисленных пыльных бутылках на полке в своей хижине. Главный герой обокрал племя, касаясь бутылок только за донышки, чтобы не повредить верхний слой пыли на бутылках. Ведь кусочки золота десятки лет бросали в горлышки бутылок, не касаясь самих бутылок. Герой фильма заблудился в сельве, но выжил, убил проводника племени, который догадался о содержимом тяжелого рюкзака героя. Когда утлый плот героя фильма уже подплывал к повороту реки, за которым уже слышался шум цивилизованной деревни, герой совершил ошибку - он надел тяжелый рюкзак на спину, плотик зацепился за плавающее бревно, и рюкзак с золотом утянул упавшего в воду главного героя на дно. Одно из самых сильных впечатлений от сложно-психологического приключенческого фильма, который автор смотрел еще мальчиком, складывалось от его музыкального, вернее голосового сопровождения. Это был постоянно звучащий в фильме голос перуанской певицы Имы Сумак, единственной обладательницы голоса невероятного диапазона тональностей в 5 (!) октав. Так вот, теперь о главном. Как только в темноте угла на полке автор этого опуса с трудом различил не прозрачную от многолетних слоев пыли и жира бутылку с отбитым горлышком, в моей голове точно зазвучал голос Имы Сумак. "И в тайской сельве нет звезд", - подумал я, увидев пыльные бутылки с необработанными рубинами и сапфирами. Как бы не закончить также печально, как случилось в фильме. Но в 20-ти метрах от хижины меня ждала машинка "Honda Jazz", нас все-таки было трое, а тайцы в большинстве своем это совсем не агрессивные люди, целиком уступившие свою экономику агрессивным этническим китайцам, предки которых эмигрировали из Поднебесной еще в начале идеологических чисток вождя Мао.
В бутылке настоящих сокровищ не было. Может быть и к лучшему. Иначе мои европейские сопровождающие, отбросив, как это обычно бывает при дележе денег, все европейские ценности, могли потребовать долю, несмотря на предварительные договоренности о 100% -ном праве на находки спонсора предприятия. А так, все ограничилось лишь шикарным ужином в кондиционированном ресторане. Однако кое-что в заполненной наполовину бутылке все же было. Это были не обработанные камни из ручьев Бо-Рая и старых карьеров Чантабури. Те камни, которые старый тайский огранщик посчитал не достойными своей работы по огранке на станке с ножным приводом, он бросал в бутылку коричневого стекла с отбитым горлышком. Старушка осталась оплатой очень довольна, совершенно не понимала, откуда мы все трое - фаранги появились. Просила еще купить деревянный ограночный станок с ножным приводом. Даже пыталась подарить его после нашего категорического отказа от покупки. До сих пор жалею, что не взял. Уверен, в России таких нет, ни в одном музее. Однако тогда думалось, как переправлять? Ведь его рама была вырезана из одного куска дерева (не разобрать), сам станок весил порядка 30 килограмм. Если старушка еще жива, подумаем о доставке. Вот бы отослать от имени Алибабы! Ведь «алибабские» и «алиэкспрессовские» товары в Россию, в отличие от российских "за границу", таможенники оставляют без пошлин ...
Теперь, собственно о камнях с месторождения Бо Рай. Оказывается не все камни с месторождения Бо Рай имеют баклажаново-рубиновый цвет. Есть и очень красивые светло-сиреневые сапфиры, а также … ярко-красные рубины именно того самого цвета голубиной крови.
Тридцать лет назад в поселке Бо-Рай действовал утренний драгоценный рынок, на котором продавались как камни из местных ручьев и карьеров, так и синие сапфировые разности из месторождений Чантабури в 70-ти километрах от Бо-Райя. Мы с трудом, но все же нашли в центре поселка тот старый утренний рынок.
Фото 8. Все, что осталось от утреннего «драгоценного» рынка (в понедельник – вторник – среду) в поселке Бо Рай.
А двадцать лет назад в ближайшем к поселочку перелески был сделан прекрасный парк, а в парке за год возведен новый драгоценный рынок. Правительство Тайланда всех уровней всегда заботилось о старателях, огранщиках и вообще всей драгоценной индустрии. Вот возвели прекрасный двухэтажный рынок, собрались было уже ставить кондиционеры, и … камни кончились. Самые хорошие всегда увозили в Бангкок и Чантабури – там цены были хоть немного, но все-таки выше. Да и сами камни кончились. Весь речной аллювий перемыли, а обогатительные карьеры все время размещали не в самых богатых на камни местах. От карьеров остались ржавые остовы тех самых обогатительных установок. Новый рынок камней десять лет оставался пустым. И вот когда парк и бетонные дорожки уже совсем заросли травой, а на плоской крыше торгового центра появилась первая поросль, и … в здании организовали музей драгоценных камней Бо-Райя.
Фото 9. Вновь отремонтированный под музей бывший центр торговли камнями в поселке Бо-Рай.
Фото 10. Один из залов музея – работа старателей на обогатительной остановке.
На этой оптимистичной ноте мы и заканчиваем свой рассказ о бывшем драгоценном районе в Тайланде под названием Бо Рай.
Post Scriptum: Автор попробовал пересмотреть Перуанский фильм пятидесяти летней давности. Так вот в интернет варианте пения Иммы Сумак почему то уже нет - одни звуки сельвы.
Если похождения интернациональной «геммологической» троицы в Тайланде понравились, смотрите рассказы о «драгоценностях» Камбоджи здесь
и здесь