Авантюрин (назван от итальянского avventura - приключение) - разновидность кварцита. Достаточно ценный и популярный камень, красиво мерцающий благодаря многочисленным включениям мелких чешуек слюды, гематита, гетита, фуксита или других блестящих включений. Чешуйчатые включения в авантюрине распределены равномерно и ориентированы в той или иной степени параллельно друг другу, что и создаёт эффект выразительного внутреннего поблёскивания. Цвет авантюрина обычно желтоватый до медово-жёлтого или буровато-красный, вишнёвый, розоватый до почти белого, реже - зелёный или голубой. В зелёных авантюринах находятся включения хромовой слюды - фуксита. Авантюресценция в голубых авантюринах вызвана микрокристалликами кварца. Иногда цвет обусловлен также глухими трещинками, заполненными гидроокислами железа. Вид этого необычного камня отличается игривой весёлостью, отчего он может способствовать созданию хорошего настроения.
Почти всё, что сегодня массово продается в магазинах под торговой маркой «авантюрин», представляет собой окрашенное стекло с блестящими включениями. Имитации из стекла получают, добавляя в стеклянную массу мелкочешуйчатую крошку меди, оксидов меди, железа, хрома или кобальта. Эта технология была известна еще во времена Древнего Египта, но затем была утеряна. В XVI веке венецианские стеклодувы случайно вновь открыли технологию изготовления "стеклянного авантюрина", когда медные опилки случайно просыпались в сосуд с расплавленным стеклом; отсюда и возникло современное название камня. Цвет натурального камня сравнительно менее яркий, насыщенные цвета редки. Иногда природный камень в отличие от синтетики может проявлять слабую иризацию авантюресценцию, в то время как синтетический авантюрин просто сильно блестит. В имитации из стекла чешуйки чаще располагаются хаотично, видны зоны окрашенного стекла с пониженным содержанием блёсток или без них. Чаще других встречаются стеклянные имитации из яркого золотисто-коричневого или сине-чёрного цвета с обилием сильно блестящих чешуек, но природный авантюрин обычно в пастельных тонах, редко однороден и, как правило, намного бледнее.