Резьба по драгоценному камню является важнейшим и древнейшим из китайских искусств. Этот камнерезный промысел отражает буддистскую философию и культуру китайского народа. История резьбы по камню насчитывает в Китае более 2000 лет и берёт начало от древних мастеров-оружейников, которые изготавливали из нефрита и жадеита оружие, а также другие предметы древнего быта. Прошли тысячи лет и китайские камнерезы стали изготавливать произведения искусства, которые должны были не убивать или излечивать людей, а облагораживать их души, умиротворять и приносить успокоение в саму жизнь людей.
На фотографии 1 показан камнерезный подсвечник (высота 40 см) из жадеита на деревянной подставке. Возраст изделия 200 лет. Для его изготовления потребовался труд пятидесяти камнерезов в течение 10 лет.
На фотографии 2 показан китайский мастер Т.С. Чанг за станком с «ножным» приводом. Китайские мастера первыми поняли, что именно камень определяет будущую композицию, а не наоборот. Виртуозы камня сначала долго изучают камень, сочетание и объемы частей камня с определенным цветом и соотносят свои наблюдения с заданием или имеющимися в их сознании образами.
На фотографии 3 показана ваза (размер 14х8 см), вырезанная из цельного куска жадеита. Китайский мастер виртуозно использовал все три цвета жадеитового валуна из Мьянмы.
На фотографии 4 китайский декоративный сосуд из кварца (27х12х10 см) состоит из бабочки, птиц, цветов, фруктовых плодов и цикад, символизирующих буйное развитие природы летом.
Фото 5.
Наконец, на фотографии 5 показана нефритовая чаша, вырезанная в конце 20-го века из сибирского нефрита (по нашему мнению, из Зун-Оспинского месторождения) в Пекине, который и по сей день является центром камнерезного искусства в Китае. В Пекине есть «улица Жада», на протяжении которой (~1 км) на пешеходную и проезжую часть выходят исключительно камнерезные мастерские с магазинами. При этом круглосуточная обработка камней ведется по следующей схеме: ученик обрезает камень-сырец, подмастерье осуществляет точные выемки и надрезы, а мастер-виртуоз дотачивает камень до изделия, а те же подсобные рабочие его полируют.