RK: Интерес китайских покупателей к камням отдельного вида возникает всегда как по команде. Начавшись в ноябре 2012 года с массовой рассылке по миру маркетинговых агентов по выставкам и ограночным центрам, интерес возникал быстро и также быстро угасал к отдельным разностям драгоценного рынка. В 2012 году интерес возник к любым кабошонам «кошачий глаз» и «лунный камень». Этот интерес в определенной мере сохранился вплоть до 2015 года. В 2013 это были турмалины и аквамарины. Создавалось такое впечатление, что китайцы старались купить все чистые и большие камни. К началу 2014 года стало ясно, что маркетинговый ход не удался. Поднявшись до невиданных высот, цены на турмалины и аквамарины начали постепенно снижаться. Все годы не утихал интерес к нефритам, изумрудам, прениту и другим, прозрачным и полупрозрачным зеленым камням (жадам) а также к не обработанному и не прозрачному «молочному» янтарю. К концу 2014 года китайские дилеры сформировали сильный интерес к необработанным рубинам, который продолжается и до сих пор. И вот, на Гонг-Конгской выставке в июне 2015 года редкая удача посетила продавцов танзанитов. Выставка совпала с резким возникновением интереса китайцев к танзанитам. Как по команде, китайцы начали активно покупать танзанит. Это был единственный камень выставки, цены на который к закрытию возросли на 20%.
Резкое и повсеместное возникновение интереса китайцев к тем или иным камням, по мнению RK, обусловлено сильно централизованной структурой китайской ювелирной промышленности. Как только в глобальных центрах Шень Зень и Паню (95% от $700-миллиардного ювелирного производства «Поднебесной») требуются камни, тысячи overseas дилеров срываются по миру в поисках многих тысяч карат заказанных камней. Мы видели таких дилеров на рынках Шри-Ланки, Бразилии, Тайланда. Они торгуются не за лоты, а за … столы. Да, да. Сторговавшись и расплатившись, китайцы сгребают камни в коробки и в планшеты рукавами своих весьма поношенных пиджаков. А суммы единичных сделок «за все, что на столе», доходят до $500000 наличными. Вот как то так.