Более двух лет назад нашей редакцией была написана статья «Как покупать драгоценные камни … в интернете ….», которая бессменно расположилась в качестве инструкции на первой странице нашего сайта. Действительно, нет более НЕ ИНТЕРНЕТНОГО товара, чем драгоценные камни. Покупать на расстоянии такой товар очень рискованное мероприятие. Именно поэтому у нас нет «корзины». Последняя не предполагает возможности поговорить, выяснить все вопросы, которые не нашли свое отражение в фотографиях и в подписях к ним.
За два прошедших года количество надежных, постоянно действующих геммологических компаний осталось прежним. А вот число «фирмочек», пытающихся продать по быстрому, также быстро получить вперед деньги, а затем «соскочить», не признаваться, не отвечать на телефонные звонки и т.д. Продажа камней на таких сайтах осуществляется исключительно по фотографии, а фотографии на сайтах такого рода особенные, так сказать очень оригинальные фотографии. Вот на этих «особенностях» и «оригинальностях» фотографий драгоценных камней мы хотели бы остановится подробней.
Конечно, «квалификация» продавцов камней в рунете растет. Уже не скрывают, что торгуют чужими камнями, находящимися за границей, с «примерными» фотографиями. Почти исчезли микроскопические фотографии, где и цвета то не видно, не то что имеющихся внутри дефектов. Меньше стало неправомерных показателей чистоты, слепо перенесенных из геммологии алмазов. Почти ушли из интернета фирмы, сопровождающие вместо хороших фотографий изображения камней эпитетами «замечательный», «чудесный», «отличный», «очень хороший», «абсолютный», «чистый как слеза», «красивый», «дорогой», «роскошный», «высочайший», «очень-очень» и т.д. Однако, «мастерство» предпринимателей от «геммологии» непрерывно растет и совершенствуется.
Вот последние из подобных разработок некоторых продавцов камней.
Во-первых, в качестве фона для фотографирования камня все чаще используется не только деревянные столы, но и пестро-раскрашенную бумагу. Покупателю необходимо помнить, что не искажает оттенки камня только два цвета фона: белый и черный. С белым все ясно, а черный не искажает потому, что он практически не отражает свет, а если и отражает, то спектральные характеристики остаются неизменными. Почти совсем не искажает цвет светло-серый фон. И все. Повторимся И ВСЕ. Если продавцы используют для фотографирования ПРОЗРАЧНЫХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ фон других ярких цветов, то это делается для того, чтобы усилить или ослабить какой либо цветовой оттенок камня. Ведь главное для таких продавцов не продать, а получить деньги, а отсылаемый взамен денег камень может быть любым. В конце концов, покупатель сам выбрал камень по фотографии!
Во-вторых, еще «хитрее» обстоит дело с использованием в качестве фона фотографий ковровых покрытий с длинным ворсом. Или камень фотографируют на фоне рисунка дерева. И в том и в другом случае «профессионалы» используют ковры и имитацию рисунка дерева серого цвета. Дескать, искажения цвета минимальны. Конечно, минимальны. Кроме этого на такой фотографии, кроме собственно цвета вообще ничего увидеть нельзя: ни качества огранки, ни игру камня, ни дефектность камня. Вместо этого покупатель видит лишь контрастные полосы рисунка, ворс ковра или грубой ткани. Вот уже и нет двух из четырех критериев оценки камня – качество огранки и чистота камня. Если учесть, что цвет искажается еще и фотоаппаратом и экраном компьютера, то из четырех критериев оценки камня остается немного – только его вес. Браво! Растет профессионализм отечественных коммерческих геммологов.
Наконец, в-третьих. Если дефект внутри камня на самом «видном месте под столиком», и он настолько велик, что его не удается скрыть никаким «ворсом», то можно легко обмануть покупателя сфотографировав камень иным образом. Меняя положение источника света, столик вводят в отражающее положение по отношению к этому источнику, и столик выглядит на фотографии как отполированное зеркало, или как белое пятно. Что под столиком – ничего не видно. Такие фотографии также в изобилии имеются на многочисленных сайтах, продающих драгоценные камни.
Три фотографии одного и того же драгоценного камня: 1,2 – на ковровом покрытии с ворсом (обратите внимание, как сильно изменился цвет, фотошоп «отдыхает»), 3 – со столиком в отражающем положении, 4 –фотография камня без обманных уловок. (Нумерация фотографий слева направо и сверху вниз) Мы продемонстрировали только один вариант- фотографирование сапфира. Это самый трудный камень для маскировки дефектов. Путем изменения цвета и других параметров фона, рубину, изумруду и многим другим, более светлым камням, можно придать любой цветовой оттенок и «обеспечить» им любую степень чистоты.
Господа покупатели, если Вы видите на сайте фотографии типа 1 – 2 – 3, знайте: Вас хотят обмануть. Очень сильно хотят и очень сильно обмануть. По цене примерно в несколько раз. При этом «несколько» это не 2, а гораздо больше. Так в нашем примере, сапфир, изображенный на фото 1 – 2 – 3, «дороже» сапфира, изображенного на фотографии без обмана 4, примерно в 5-20 раз, в зависимости от веса камня.
В заключении отметим, что подобные, вводящие в заблуждение покупателей фотографии появляются именно на сайтах, торгующих драгоценными камнями, или «по-старому» камнями 1-ой группы. Ведь цены на эти камни в случае их высокой чистоты и качественной огранки очень высоки – десятки тысяч долларов за карат. Сфотографировав же камень с многочисленными дефектами и откровенно испорченно огранкой вышеописанными способами, можно легко и быстро продать его незадачливым покупателям за цену в десятки раз ниже. На самом же деле подобный камень обязан своим происхождением выбраковке ограночного или триттерного производства. Огранщики посчитали, что камень не может быть продан ни за какую цену. Такие камни во множестве «ждут» своих оптовых покупателей в «отвалах» ограночных фабрик. Ждут покупателей из Индии, Турции, а теперь, как мы видим, и из России. Очень надеемся, что таких российских покупателей со временем все-таки не будет.