Эстетика формы
Все Суйсеки должны нам своей формой что-то напоминать. В идеале это что-то - горы, водопады, каньоны, утёсы и прочие природные ландшафты и явления. Иногда Суйсеки напоминают по форме людей или животных, что тоже допустимо. Наконец, бывают камни абсолютно абстрактных форм, не вызывающие в памяти ни одной ассоциации с чем-то реально существующим. Тогда их относят к категории чушо-секи (хотя, строго говоря, согласно классической системы классификации, чушо-секи – камни с абстрактным рисунком поверхности, а не формы).
Форму камня, как и любого предмета, лучше всего наблюдать в профиль. И как и в любом другом виде искусства самыми прекрасными Суйсеки являются те, форма которых соответствует правилу золотого сечения: основные линии должны делить камень в определённой пропорции – 3/8 и 5/8 по горизонтали или вертикали, или, если приблизительно, на глаз – 1/3 и 2/3. Конечно, это правило может не выполняться, но только если мы рассматриваем Суйсеки не с точки зрения формы, а обращаем внимание на какое-то другое характерное качество конкретного камня.
Эстетика рисунка поверхности
Поверхность Суйсеки может быть гладкой, может быть шероховатой, но какой бы она ни была – она должна быть гармоничной по отношению ко всему камню. Именно поверхность, её текстура «ответственна» за озёра, водопады, ледники и цветочные поля на камне – за самые чудесные детали, маленькие чёрточки, придающие особое очарование камню. И на рынке цены на «hadame», то есть на сильно текстурированные Суйсеки, высоки. Что касается эстетики, то Суйсеки с большим разнообразием структуры поверхности имеют и большую художественную – эстетическую – ценность.
Эстетика цвета
Цвет Суйсеки даёт импульс воображению наблюдателя.
Однако стоит знать, что хотя многие коллекционеры позиционируют себя поклонниками только чёрного цвета, на деле всё обстоит иначе. Феликс Дж. Ривера в своих исследованиях показал, что среди японских Суйсеки только 18% камней черного цвета, а 68,5% - различных оттенков серого. Таким образом, цвет – не главный критерий в выборе Суйсеки. Коллекционерам следует находить Суйсеки в своей родной стране. Не все страны могут похвастаться многообразием камней по цвету, поэтому нужно присматриваться к тому, что вы можете найти буквально «на своём заднем дворе». И совсем не стоит расстраиваться, если ваши камни светлого цвета, или они не слишком твёрдые по составу. Рассмотрите их внимательно. Если эти камни привлекают ваше внимание ещё по какому-то критерию, особенно, если они интересной формы, то вы – обладатель потенциального Суйсеки. Покупать иностранные камни только из-за того, что они черного цвета, - оказывать медвежью услугу искусству коллекционирования Суйсеки родной страны.
Эстетика патины
В течение всего времени жизни камня меняется глянец его поверхности. Сначала свой вклад вносит природа, затем – люди, им владеющие, всегда стремящиеся начистить его до блеска.
Патина на камне – всё равно, что блеск на прекрасной антикварной мебели. Если у вас есть такой Суйсеки, вы уверенно можете сообщить своим друзьям, что он «шикарен». Чем твёрже минерал, тем легче добиться на нём налёта патины. Для «патинирования» рекомендуют материалы с твёрдостью по шкале Мооса не менее 5. Для этой цели подходят жадеит, нефрит, серпентин, яшма и др. Однако нужно помнить, что не стоит усердствовать над Суйсеки с грубой поверхностью: патина на них всё равно не образуется.
Гармония и баланс
При первом взгляде на Суйсеки высокого качества вы ощущаете единство всего камня, его цельность, основательность, надёжность, а также некоторое напряжение, исходящее от него. Камень должен прочно и уверенно «сидеть» в своей дайзе, не выглядеть падающим или утопающим в ней. Цвет, текстура, патина камня, его форма должны сливаться в единое нечто, прекрасную субстанцию, очаровывающую ваш глаз.
Wabi-sabi (Ваби-саби)
Всеобъемлющее рассмотрение предмета, с точек зрения всех вышеперечисленных понятий, есть сущность японской концепции «ваби-саби». Возможно, лучше всего ваби-саби определить как религиозную и философскую эстетику, объединяющую уникальные свойства Суйсеки в некое учение. Концепция ваби-саби, появившаяся в Японии в шестнадцатом веке под влиянием дзен-буддизма, в настоящее время превратилась в определенные правила, стандарты красоты, придающие особое значение несовершенству, незавершенности, неполноте и обыденности. В ваби-саби природа, окружающая среда становится средством, через которое можно исследовать личную сущность и духовность. Меланхолия, ассоциирующаяся с отдаленными, уединенными местами, - одна из разновидностей ваби-саби. Подобно этому, и коллекционер минералов видит в банальных и зачастую игнорируемых деталях камней целый мир эмоциональных переживаний. Потому так интересны различия и всевозможные несовершенства камней, являющиеся следствием фундаментальной непредсказуемости природы и превращающие эти объекты в одну из разновидностей ваби-саби. Ваби-саби акцентирует внимание на мягкости и расплывчатости форм органического мира с его процессами роста, распада, эрозии, на его «изнашиваемости» в течение всего периода существования. Она направлена на расширение чувственных восприятий, а потому терпит двусмысленности и противоречия. В Суйсеки ваби-саби подчеркивает неожиданное восприятие чего-то таинственного и странного, неизвестного и, возможно, так никогда в будущем и не понятого. Суйсеки - это ещё и нечто природное, изменяющееся, динамичное, добавляющее к уже существующему, нечто личное, земное; это последнее утверждение простоты.
Shibui (Шибуй)
Что такое шибуй? Проще говоря, это представление, показ нашего арт-объекта путем его «посадки» в некое закрепительное приспособление. В этом приспособлении - никакой нарочитости, ослепительности, показухи. К примеру, суибану - неглубокому поддону из керамики, заполненному песком или водой - не следует быть яркого цвета. Дайза – более глубокая деревянная подставка – не должна быть выполнена из дерева с подчёркнуто рельефной структурой, оттягивающей внимание на себя. Для этой цели точно не подходит дуб с его ярко выраженной волокнистой структурой. Кроме того, дерево для дайзы должно быть после обработки гладким, но без глянца; не выглядеть уродливо, но и не смотреться профессионально обработанным.