Мастера-камнерезы по всему миру постоянно совершенствуются в создании необычных камей. Однако можно выделить несколько центров камнерезного искусства, где помимо просто мастерских существуют также учебные курсы по подготовке мастеров с регламентированной программой обучения и своими неповторимыми особенностями резьбы по камню.
Идар-Оберштейн, Германия
Существует мнение, что впервые камнерезное искусство зародилось в этом немецком городе в 50 году до нашей эры, когда Юлий Цезарь посетил это место. Однако в соответствии с наставлениями "отцов города" от 1609 года: "никакой чужеземец не может присоединиться к камнерезному искусству в Идар-Оберштейне, а навыки должны передаваться из поколения к поколению", искусство резьбы по камню зародилось и начало активно развиваться там в начале 17 столетия.
Наполеоновские войны принесли нищету и разруху в страну, что, естественно, привело к упадку камнерезного искусства. Многие мастера эмигрировали в Бразилию, где набрались большого опыта резьбы по разновидностям агата и другим минералам.
Фотография 1. Нож резной работы немецких мастеров, выполненный из коралла.
Немецкие мастера хорошо узнаваемы по всему миру своими замысловатыми орнаментами, выполненными на прозрачных и полупрозрачных натуральных драгоценных камнях.
Среди известных мастеров прошлых лет и современности, принадлежащих к немецкой школе, можно назвать следующие имена: Эдвин Паули, Ганс-Ульрих Паули, Ричард Ганн, Фридрих Беккер, Гельмут Бассмер, Вернер Кёллер и др.
Идар-Оберштейн – не просто всемирно признанный центр камнерезного искусства, где создаются шедевральные ювелирные изделия, но и огромный образовательный центр, куда съезжаются ювелирные авторы со всего мира для повышения квалификации и познания секретов мастерства, накопленных веками.
Фотографии 2. Великолепная камея, выполненная из вулканической лавы, с изображением принцессы Дианы и принца Чарльза Уэльских. Находится в коллекции английской королевы Елизаветы II.
Торре Дель Греко, Италия
Эта живописная итальянская деревушка издавна славится своими великолепными камеями, выполненными, в основном, из морских раковин, кораллов и черепашьего панциря. Камейное искусство здесь также уходит своими корнями в древние времена. В древнем городе Помпея, погребенном извержением вулкана, впоследствии после раскопок нашли древние камнерезные изделия.
Фотография 3. Камея с классическим изображением девушки Флоры, изготовленная на одной из итальянских фабрик.
Итальянская школа в Торре дель Греко к концу 19-ого столетия достигла такого расцвета, что там была основана школа резьбы по морской раковине и кораллу под покровительством короля Умберто I. Торре Дель Греко – единственное место в мире, где официально учат навыкам резьбы по морской раковине и кораллу.
На фотографиях 4 и 5 изображены две интереснейшие камеи итальянской школы.
Фотография 4. Камея, вырезанная из коралла, филигранно повествует нам «историю Адама и Евы (и носит такое же название – действительно, на резной фигуре из коралла можно увидеть женский и мужской профиль, яблоко раздора и злобную гримасу «змея-искусителя».
Фотография 5. Еще один шедевр великолепной резьбы по камню, выполненный на морской раковине.
Японские камнерезы
Искусство резьбы зародилось в Японии в 1970-х годах, когда геммолог Масаши Фуруя, технический директор Японско-немецкой геммологической лаборатории, во время своей деловой поездки в город Идар-Оберштейн познакомился с работами немецких мастеров и очень заинтересовался глиптикой. Ему удалось внедрить полученные знания в развитие японского камейного искусства.
Японская школа камнерезного искусства вобрала в себя множество отголосков различных направлений по всему миру, поэтому всегда сложно идентифицировать принадлежность камеи руке японского мастера. Тем не менее, и там создаются подлинные шедевры, интересные по дизайну и исполнению.
Зарождение камнерезного искусства в Соединенных Штатах Америки
В 1960 году, Юта Кляйн Бернхардт, мастер, выучившийся в школе Идар-Оберштейн, переехала в Чикаго для последующей работы по камнерезному ремеслу. Среди ее выдающихся произведений – камея с портретом Маршалла Филда, вырезанная из уральского берилла массой 1800 карат, которая на данный момент хранится в Музее Истории Природы.
Стоит отметить также растущее число талантливых камнерезов родом из Америки.