Нет более занимательной истории в мире ювелирного камнерезного искусства, чем скандал, связанный с «камейной» коллекцией наследного принца Польши, Станислава Понятовски, унаследованной им после смерти отца.
Принц любезно представил всему мировому ювелирному рынку 154 камеи, каждая из которых, судя по подписям изготовителей и мнениям экспертов, являлась предметом древности и настоящим шедевром современного ювелирного искусства. Одна из них после экспертизы была приписана знаменитой коллекции восточного короля Мирадата, датированной 1 веком до нашей эры.
Каково же было удивление общественности, когда после проведения аукциона Кристи в 1833 году была проведена повторная, более тщательная экспертиза камей, которая выявила шоковые результаты: практически все камеи из польской коллекции были виртуозными подделками под античных мастеров.
Удивление историков также усугублялось тем фактом, что обман не вскрылся ранее.
Однако стоит заметить, что даже с учетом того, что камеи были подписаны чужими именами мастеров древности, они сами по себе с эстетической точки зрения представляют истинные шедевры искусства 19 века. Поэтому логична постановка вопроса – насколько нужно «гнаться» за древностью изделия, если современным мастерам под силу создание красоты, не уступающей античной.