Проверить Ваши ответы на вопросы Геммологического минимума Вы можете на нашем форуме, написав в соответствующий раздел форума Новое сообщение с Вопросом из "Минимума" и Предлагаемый вами ответ. Просьба не ссылаться на номер вопроса, так как номер вопроса в "Минимуме" может измениться.
Многие любители камней самоцветов просят нас научить их точно определять натуральные драгоценные камни. Другие просят открыть геммологическую школу или курсы, где могли бы учиться любители камней. Как они говорят, «распознавать драгоценные камни также легко, как это делаем мы». Иногда нас также спрашивают: «Как Вы так быстро с помощью лупы определили месторождение ярко-красного рубина?Как Вы сразу определили, что мой сапфир синтетический? Почему Вы прямо по телефону сказали мне, что александрит в моем перстне является «каким-то корундом?»
Конечно, у наших сотрудников всегда возникает соблазн ответить «профессионально»: этот рубин яркого красно-оранжевого цвета с розовым оттенком без бордового оттенка классического рубина. Кроме того, внутри есть специфический дефект черное слегка просвечивающее пятно диаметром менее 1 мм, что позволяет идентифицировать этот рубин как рубин (сапфир) из аллювиальных отложений реки Рувума в Танзании. Более того, этот рубин можно назвать и сапфиром, так как красный цвет камень приобретает исключительно после высокотемпературного отжига серо-голубых и серо-салатовых сапфиров из одноименного месторождения. Сапфир же оказался синтетическим, так как в нем присутствуют сферические эквидистантные полосы роста. «Александрит» же, который меняет цвет с серого (на улице) на малиновый под «желтой лампой» всегда является корундом, легированным в процессе роста ванадием. Несмотря на соблазны «отличиться» сотрудники никогда не объясняют, как и почему мы решили так или иначе. Сэкономить время удается лишь тогда, когда мы аппелируем к небольшой части мировых научных знаний, называемой ГЕММОЛОГИЕЙ – наукой о драгоценных камнях.
Однако, есть и другие любители драгоценных камней. Некоторые, слава богу, редкие наши клиенты считают себя геммологами, иногда даже практикующими геммологами. В этом случае рождаются бесполезные, с одной стороны пафосные, а с другой стороны совсем не нужные споры о том, кто, извините геммологически «круче». Кто чего и когда заканчивал, идут в ход сертификаты лаборатории Губелина и рыночного «геммолога» индийского города Джайпур, а также множественные «Дипломы» различных курсов и трех Российских ВУЗов и т.д. Так одна достаточно прилежная девушка с хорошим красным дипломом, которая устраивалась к нам на работу после окончания, пожалуй, самого именитого из этих трех ВУЗов вполне серьезно считала, что ей совсем не обязательно ничего знать о фильтре Челси и поляриметре, и для работы у нас ей совершенно достаточно владеть рефрактометром. Однако и вопрос о том, как различить на рефрактометре кварц и скаполит, показал, что и рефрактометра она также толком не знает.
Поэтому, а также по другим важным для нас и для геммологического сообщества причинам мы позволили себе начать публикацию вопросов для… гипотетического экзамена под названием «Геммологический практикум- минимум». То есть такой список вопросов, при правильных ответах на которые человек может: проверить свои знания геммологии, узнать новые теоретические (их мало) и эмпирические (таких много) данные о природных камнях, полученные за годы, прошедшие со времени получения диплом(а, -ов), читать немногочисленные геммологические книги на русском и многочисленные учебники и монографии на английском более осмысленно. Действительно, как понять, что важно в геммологическом учебнике для практики (работы с драгоценными камнями) в первую очередь, а что во вторую.
Вопросы, приведенные ниже, не являются ИСЧЕРПЫВАЮЩИМИ. Более того, по мере накопления опыта, их список будет расширяться. Как будет в свою очередь расширяться и перечень «самых известных» драгоценных камней. Вот танзанит, невзрачный серо-коричневый редкий минерал, который расцвел не только своим ярким малиново-синим цветом, но и стал по популярности много привлекательней отдельных камней, признанных (в России) драгоценными. Многие известные и сильно распространенные камни исчезают с рынков. Подорожание аквамаринов и турмалинов с легкостью перевело эти камни в категорию драгоценных, по цене, конечно, и не в России, понятно. «Проснулся» пока еще не сформированный драгоценный рынок Китая, интересовавшийся до великих указаний ЦК КПК от ноября 2012 года лишь нефритом и жадеитом. Мало, кто знает, что «денежный» объем продаж двух последних (пока поделочных в России) камней превосходит весь годовой объем драгоценной мировой торговли в несколько раз. Давайте же знакомиться с практической геммологией пока тот самый китайский драгоценный рынок до конца не сформировался … А то, ведь, можно и не попробовать, не посмотреть и не пощупать по-настоящему драгоценные камни, 60% производства которых начинает свой путь в развивающихся странах и заканчивает в стране со странной денежной единицей, курс который никогда не меняется и всегда равен 1,00….
НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ КРИСТАЛЛОГРАФИИ И КРИСТАЛЛОФИЗИКИ
1.Что такое кристалл, аморфное тело, монокристалл, поликристалл?
2.Что такое элементарная ячейка и кристаллические плоскости?
3.Что такое симметрия элементарной ячейки кристалла? Понятие сингонии?
4.Что такое плоскость и ось симметрии? Ось симметрии четвертого порядка?
5.Какую симметрию элементарной ячейки имеет кварц, бериллы, турмалины, гранаты, шпинель, алмаз, корунды, полевые шпаты?
6.Что такое кристаллический двойник и как он образуется при росте кристалла? Что такое фантом и как он образуется при росте кристалла?
7.Как определить природу желто-зеленых игольчатых включений в кварце, которые могут быть образованы как турмалином, так и эпидотом?
ОГРАНКА КАМНЕЙ
8.Что такое столик, корона, шип, рундист, павильон, грань, ребро?
9.Какая огранка называется ступенчатой?
10. Какая огранка называется бриллиантовой?
11. Какая огранка называется смешанной?
12. Что такое огранка «розой» и/или огранка «шахматной доской»?
13. Что такое «португальская огранка»?
14. Что такое огранка «миллениум»?
15. Какую огранку называют «шотландской»?
16. Что такое критический угол и как от него зависит качество огранки?
17. Как с критическим углом связан так называемый угол калеты или павильона (формула)?
18. Какие формы и методики огранки применяются для качественной огранки, если нельзя соблюсти правило критического угла?
19. Какие формы огранки следует применять при огранке полупрозрачных, просвечивающих и почти черных драгоценных камней?
20. Какие формы огранки следует применять при обработке больших камней (от 50-ти карат), для которых соблюдение правила «критического угла», невозможно или нецелесообразно из-за очень «глубокого павильона», не позволяющего использовать правильно ограненный камень в качестве ювелирной вставки?
21. Какие формы огранки используются обычно для огранки изумруда, сапфира, рубина, александрита? От чего зависит выбор формы огранки для драгоценных камней?
22. Какую огранку называют «азиатской»?
ЦВЕТ КАМНЕЙ
23. Отчего зависит цвет драгоценных камней?
24. Что такое спектры поглощения и спектры пропускания драгоценного камня?
25. Как эти спектры определяют цвет драгоценных камней?
26. Что такое центры окраски? Что может служить центрами окраски?
27. Как центры окраски влияют на спектры пропускания и поглощения драгоценных камней?
28. Какими центрами окраски обусловлен цвет синего сапфира? Зеленого? Красного рубина? Желтого сапфира?
29. Какими центрами окраски определяется цвет топаза? Голубого? Розового? Желтого? Розового? Империал-топаза?
30. Какими центрами окраски определяется цвет Аметиста? Цитрина? Празиолита? Дымчатого кварца? Розового кварца?
31. Чем определяется цвет халцедонов: хризопраза, сердолика, плазмы, мторолита, сардера, черного агата, белого кахолонга, гелиотропа, карнеола и т. д.?
32. Чем определяется цвет зеленого нефрита? Бирюзового перуанского опала? Зеленого празема? Праз-опала?
РЕФРАКТОМЕТРИЯ
33. Как с помощью рефрактометра определить
- что камень имеет (моно)кристаллическое строение;
- что камень является одноосным или двуосным монокристаллом;
- что камень является оптически, положительным или оптически отрицательным;
- показатель преломления камня;
- величину двулучепреломления;
- наличие тонкого пленочного покрытия на поверхности ограненного камня?
34. Для чего в рефрактометре используют поляризационный фильтр? Можно ли идентифицировать камни на рефрактометре без использования поляризационного фильтра?
35. Как с помощью рефрактометра идентифицировать ограненный драгоценный камень?
36. Как с помощью рефрактометра отличить аметист и цитрин от фиолетового и желтого скаполита, учитывая, что показатели преломления и величины двулучепреломления этих двух камней практически совпадают?
37. Как отличить темно-зеленый перидот (хризолит) от сингалита такого же цвета, учитывая, что показатели преломления и величины двулучепреломления этих двух камней практически совпадают?
38. Что может означать интенсивная интерференция света, возникающая в виде радужного чередования цвета вблизи границы «тени» на шкале рефрактометра?
39. От чего зависит резкость границы тени на шкале рефрактометра?
40. Можно ли измерить показатель преломления на природной ростовой поверхности кварца и других минералов?
41. На каком хорошо известном оптическом эффекте основан метод измерения показателя преломления в геммологическом рефрактометре?
42. Почему для измерений показателя преломления драгоценных камней необходимо стараться использовать иммерсионную жидкость с показателем преломления 1.79 и лишь в исключительных случаях использовать жидкость с показателями преломления 1.81-1.83?
43. В чем преимущество и какие недостатки у инфракрасного геммологического рефрактометра, который использует для измерения показателя преломления отражение света от полированной поверхности ограненного камня?
СЕЛЕКТИВНЫЕ ГЕММОЛОГИЧЕСКИЕ ФИЛЬТРЫ
44. Оптические принципы селективных геммологических фильтров. Как «устроены» эти фильтры?
45. Можно ли с помощью фильтра Челси точно идентифицировать драгоценный камень?
46. В каких случаях использование фильтра Челси предпочтительнее использования рефрактометра и метода гидростатического измерения плотности?
47. Как применять фильтр Челси для экспрессной проверки драгоценных камней?
48. Как использовать фильтр Челси для определения месторождения изумруда?
49. Как использовать фильтр Челси для того, чтобы отличить хризоберилл от его редчайшей разновидности александрита?
50. Как использовать фильтр Челси для определения метода получения празиолита из аметиста (отжиг или облучение + отжиг)?
51. Как использовать фильтр Челси или его более специализированную разновидность Жадеитовый фильтр для идентификации необработанного жадеита (жадеита-А) от «пропитанного для усиления «прозрачности» жадеита» (жадеита-В) и тонированного (окрашенного) жадеита (жадеита-С)?
52. Как использовать фильтр Челси для идентификации синтетической, окрашенной или стабилизированной бирюзы и других синтетических разновидностей ювелирно-поделочных камней?
53. Как использовать фильтр Челси для идентификации синтетической шпинели и ювелирных стекол сине-голубых оттенков?
54. Как быстро отличить сапфир, аквамарин, топаз, искусственную шпинель одного и того же голубого цвета на выставочном прилавке с помощью фильтра Челси?
55. Как отличить цаворит от хромдиопсида с помощью кусочка стекла?
56. Как отличить цитрин от гелиодора того же цвета?
57. Как отличить жадеит типа А (необработанный) от жадеита типа В (пропитанного парафинами и/или искусственными смолами) с помощью жадеитового фильтра (и/или фильтра Челси).
58. Чем отличаются фильтры Челси от Жадеитовых фильтров?
59. Для чего нужен танзанитовый фильтр?
ДИСПЕРСИЯ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
60. Что такое дисперсия драгоценного камня? Почему дисперсия определяет многоцветный блеск, игру драгоценного камня?
61. Какие цветные драгоценные камни обладают дисперсией, более высокой, чем у бриллианта (алмаза)?
62. У какого из драгоценных камней самая высокая дисперсия и, соответственно, самый сильный многоцветный блеск?
ОПТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ
63. Какова природа эффекта «кошачьего глаза»? В каких драгоценных камнях наблюдается эффект кошачьего глаза?
64. Как отличить натуральный и искусственный кошачий глаз с помощью лупы х10?
65. Что такое астеризм (звездчатость) драгоценных камней? Чем вызвано явление астеризма?
66. В каких драгоценных камнях наблюдается астеризм? Отчего зависит количество лучей в звездчатых драгоценных камнях?
67. Чем обусловлено возникновение двойной звезды с двойной системой лучей, исходящих из двух отдельных, но близко расположенных центров?
68. Как соотносятся эффекты кошачьего глаза и звездчатости?
69. Что вызывает голубую опалесценцию в джиразоль («желе») опалах, халцедонах и других полупрозрачных камнях? Что такое эффект Тиндаля? При каких размерах частиц в прозрачной среде возникает эффект Тиндаля?
70. Что вызывает многоцветную иризацию в драгоценных опалах?
71. Какие размеры глобул (сферических молекулярных агрегатов SiO2) вызывают эффект многоцветной иризации драгоценных опалов?
72. Какова природа многоцветной иризации (одуляресценции) в слоистых кристаллах лунного камня, лабрадора и других полевых шпатах?
73. Как оценить толщину слоев в иризирующих полевых шпатах?
74. В чем состоит природа «эффекта Уссамбара», наблюдаемого чаще всего в турмалинах? Как точно определить наличие эффекта Уссамбара в ограненном турмалине без использования каких либо приборов или инструментов?
75. Как отличить многоцветную игру камня вследствие эффекта Усамбара от многоцветной игры света, обусловленной высокой дисперсией?
76. Что такое ультра-фиолетовая фотолюминесценция ? Как этот эффект используется для определения натуральности и идентификации бриллиантов, жадеита, бирюзы, опала и др?
77. Как с помощью эффекта УФ фотолюминесценции определить месторождение желтого сапфира (Шри-Ланка, Тайланд или Танзания – Тундуру-Сонгеа)?
78. Что такое фосфоресценция и в каких драгоценных камнях наблюдается это явление?
РУБИН
79. Как отличить термообработанный рубин от не обработанного рубина с помощью лупы х10?
80. Как отличить рубин с трещинами, залеченными свинцовым стеклом, от термообработанного рубина с помощью лупы х10?
81. Как отличить необработанные рубины добытые на месторождениях Winza (Tanzania) и Mong Hsu (Burma) от всех остальных рубинов с помощью лупы х10?
82. Как отличить натуральные рубины от искусственных в состоянии после выращивания методами Вернейля, Чохральского и горизонтальной направленной кристаллизации с помощью лупы >= x15?
83. Как отличить природные рубины от искусственных, закаленных до появления трещин и с последующим залечиванием этих трещин свинцовым стеклом (лупа х 10)?
84. Как отличить природные рубины, термообработанные методом диффузии бериллия от всех других рубинов?
85. Как отличить термообработанные рубины из танзанийской провинции Тундуру Сонгеа от всех остальных рубинов? (Лупа х 10 + анализ дефектов и цвета)
86. Какой цвет у рубинов (сапфиров) Тундуру Сонгеа обычно бывает до термической термообработки, то есть, в состоянии сразу после добычи этих рубинов (сапфиров) на месторождении?
ИЗУМРУД
87. Как отличить с помощью фильтра Челси изумруды из месторождений Колумбии, Афганистана, Замбии, бразильских штатов Минас Жерайс и Байа между собой?
88. Как отличить природный изумруд высокой чистоты и искусственный изумруд, выращенный обычным гидротермальным методом, с помощью лупы х10?
89. Как отличить от природных изумрудов искусственный изумруд, выращенный в компании Чэтхэм?
90. Как отличить изумруды, цвет в которых вызван примесями хрома и ванадия?
91. Как отличить изумруды из месторождений Panjshir (Afganistan) и Kagem (Zambia) от всех остальных с помощью дихроскопа?
92. Почему для огранки изумруда чаще всего используется ступенчатая огранка «прямоугольным» октагоном?
САПФИР
93. Какого цвета бывает природный сапфир? Отчего зависит цвет сапфира?
94. Как отличить искусственный сапфир от природного камня без применения лупы?
95. Как отличить термообработанный синий сапфир от не обработанного сапфира с помощью лупы х10?
96. Как отличить сапфир из месторождений Шри-Ланки от сапфиров из месторождения Бо Пхлой, Таиланд?
97. Как отличить сапфир с трещинами, залеченными свинцовым стеклом с добавлением оксида кобальта, от сапфиров, не прошедших этой обработки?
98. Как и при каком типе освещения меняет свой цвет природный сапфир с александритовым эффектом?
99. Как отличить искусственный и природный сапфиры с александритовым эффектом без приборов?
100. Что такое «геуда»?
101. Что является центром окраски (хромоформом) в синих, зеленых и желтых сапфирах?
102. Как отличить желтый сапфир термообработанный в присутствии быстро диффундирующего бериллия, от не обработанного желтого сапфира?
103. Как называется сапфир, обладающий сразу двумя цветовыми оттенками: оранжевым и розовым?
104. На каком месторождении добываются натуральные не обработанные фиолетовые сапфиры?
105. На каком месторождении добываются темно-зеленые сапфиры, а на каком светло-зеленые сапфиры?
106. На каких месторождениях добываются желтые сапфиры? Желтые сапфиры, которые получают путем отжига из зеленых?
107. Что такое дефект «отпечаток пальца»?
108. Что такое «полосы роста»?
109. Чем полосы роста в искусственных рубинах и сапфирах отличаются от полос роста в природных сапфирах и рубинах?
ОПАЛЫ И ОПАЛЕСЦЕНЦИЯ
110. Что такое явление голубой опалесценции и как оно связано с эффектом Тиндаля?
111. Что такое явление иризации в драгоценных опалах? Почему и когда возникает многоцветная иризация в опалах?
112. Почему отдельные участки драгоценного опала отражают только голубой, зеленый, желтый или красный цвет?
113. Какие опалы называют обыкновенными, «джиразоль» - опалами, драгоценными опалами, огненными опалами, черными, серыми и белыми опалами?
114. Чем опалы отличаются от халцедонов?
115. Как отличить опал от халцедона, яшмы, других камней?
116. В чем состоит основная методика идентификации искусственных имитаций опала, таких как барий-иридиевое стекло, «Слокум опал» или опалов, производимых фирмой Жильсон и другими компаниями?
ШПИНЕЛЬ И РОДСТВЕННЫЕ РЕДКИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
117. Как отличить искусственную шпинель от натуральной?
118. Так называемая натуральная кобальтовая шпинель действительно содержит кобальт?
119. Как проверить факт содержания примеси кобальта в шпинели?
120. Какого цвета бывает шпинель в природе?
121. Шпинель какого цвета является самой дорогой на мировом рынке драгоценных камней?
122. Что такое красная шпинель «Джедай» и чем она отличается от другой красной шпинели?
123. Как отличить шпинель от стекла с показателем преломления 1.72?
124. Как отличить ограненные и не ограненные камни: шпинель от таафеита и/или мусгравита?
125. Как отличить «ограночную» черную шпинель (цейлонит) от полиморфного авгита в партии необработанного «сырого» материала?
ЮВЕЛИРНЫЕ СТЕКЛА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СТЕКЛА
126. Как отличить ювелирное стекло со специально подобранными показателями преломления от драгоценных гранатов и шпинелей с помощью лупы?
127. Как создать стекло с показателем преломления, равным таковому для сапфира 1.77?
128. Почему ювелирные стекла «Ситал» обладает почти «драгоценной» твердостью по Моосу, равной 7-ми?
129. Какого цвета бывает вулканическое стекло (обсидиан)?
130. Какого цвета бывает метеоритное стекло (тектит и импактит)?
131. Какой оптический эффект лежит в основе «многоцветности» мексиканского радужного обсидиана?
132. Как отличить натуральное вулканическое стекло, например, молдавит, от обычного зеленого стекла того же цвета?