При подборе драгоценных камней для "парного" изделия - женских серёг - задача по поиску камней может сильно усложниться. Конечно, если речь идет о великолепной российской пятерке - аметист, цитрин, дымчатый кварц, красный гранат и топаз, задача подобрать пару не вызывает особенных трудностей. Этих камней по-прежнему много. Много в Бразилии, Африке – везде много. Пока много. Однако любая женщина считает себя ну хоть немножечко … особенной. Всегда хочется чего-нибудь особенного, неповторимого, уникального, очень красивого, но совершенно недоступного другим. Недоступного всем другим. Другим женщинам, конечно.
Итак, сказано – сделано. Дизайн мой. Мой и неповторимый. Неповторимый дизайн сережек для неповторимой меня. Увидят и … разглядят непременно все, что нужно увидеть, и, ослепленные красотой украшения, не заметят ничего, что хорошо бы скрыть. Предложу идею, дизайнер нарисует, ювелир смоделирует, отольет, закрепит, удалит заусенцы. Вот здесь будут мелкие бриллианты, здесь – не очень мелкие. А вот тут .. яркие синие…. Нет лучше зеленые. Еще лучше на улице зеленые, а дома красные – александриты называются. Вот только ювелир чего-то приуныл, устал, наверное. Опять же глупости говорит. Нет, говорит, ни ярко синих, ни красивых зеленых, ни, тем более, зелено-красных. Совсем интерес ко мне потерял. Ладно, камни-то мы купим, вон, сколько фирм развелось. Пестрит, прям-таки, интернет.
Фото 1. Великолепные серьги брэндовой ювелирной фирмы Dior. Нет ни одного одинакового элемента! Золотой листок одной серьги и бриллиантовая пчелка другой мастерски продолжают дизайнерскую идею двух разных чайных роз, вырезанных вручную из кристаллов розового кварца. Гармонично, красиво и … действительно неповторимо. Две миниатюрные розы вырезать одинаковыми практически не возможно.
Наутро в сеть. С телефоном. Компьютером. И остервенением. Но … пока не получается. Фирм много. Только на заказ. С предоплатой. Не гарантируют. Ну, никак и никто не может найти пустячный товар. За очень большие деньги. И … не могут.
Хотелось простеньких ярко-зеленых турмалинов, выбрала два камня, в размер попадают, цвет отличается. С турмалинами все, завязываем. Такие красивые камни, а пар нет. Тут спросила в одном месте хорошую пару индиголитов, … трубку кинули. Что за люди! Есть рубины, в размер и в цвет, но не хочется. До сих пор бабушкины серьги 60-го года издания с красными камнями, говорят, искусственными, в коробочке на антресолях пылятся. Вместе с коробочкой пылятся. Сапфиры есть. Пары меньше 1 карата. Не хочется. Солнечный камень, красивый искристый и переливающийся. Пар нет. И так до вечера. Завтра снова в сеть. Буду покупать то, что есть. Пусть не красиво. Пусть как у всех. Куплю назло. Назло интернету. Назло всем. Полночи не спала ….
На следующее утро штудируем интернет-информацию «глубже» и с более высокой квалификацией. Набираем телефоны, запрашиваем. Говорят: идеальных пар нет. А не идеальных? Копаем дальше. Оказывается, не только идеальных, но и «интересных» пар нет! Еще глубже и тщательней: нет никаких «неповторимых» пар драгоценных камней. Есть совершенно обычные парные камни (смотри выше, какие). Ужас! Они, эти камни, ведь есть и в магазинах! Но ведь хотелось-то неповторимого для неповторимой себя!
«Читаем» совсем другие клики. Нажимаем другие линки. Стараемся выяснить. Понять. Куда двигаться и что делать. Оказывается, что задача купить пару !внимание! одинаковых по линейному размеру (длина-ширина-высота) камней, да еще полностью совпадающих по цвету, качеству, форме огранки и показателям чистоты … приравнивается практически к по-дви-гу. Штудируем «инфу» дальше. Получается почти детектив.
Если пересказать этот детектив коротко, то получается следующее. Камни добываются очень давно. Много «давнее», чем нефть. Есть камни, которые пока не кончаются (см. ассортимент российских ювелирных). Все остальные драгоценные камни, и среди них самые красивые и дорогие: александриты, сапфиры, изумруды, андалузиты, иолиты, танзаниты, турмалины, аквамарины, демантоиды и другие — не просто кончаются. Их, собственно говоря, в избытке никогда и не было. Они «кончились» с самого начала …, они кончились не начинаясь. Многие камни кончились еще две тысячи лет назад. В тот самый момент, когда их нашли впервые.
Фото 2. Даже два одинаковых кабошона лазурита подобрать нелегко.
Обеднено крупнейшее «азиатское» месторождение сапфиров в Таиланде. Перекапывают старые аллювиальные «ямы» в поисках сапфиров на острове Цейлон. Мелкие серо-зелено-темно-синие сапфиры Австралии еще добываются. Пока добываются. Не очень красивые. Но скоро и они будут ох, как востребованы. Есть еще Мадагаскар, Вьетнам и совсем «новая», но очень «темная» Нигерия. Но три последних месторождения не в счет. Красивые только на Мадагаскаре, но их почти так же мало как в Нигерии и Вьетнаме. Вот и все. Вот и весь «мировой» сапфир.
Об александрите лучше вообще ничего не говорить. Это камень случая. Камень-призрак. Камень высшей удачи бедного старателя, работающего по 14 часов в день. Нашел – проглотил и ты … богат. Камня давно уже нет в «родной» для него России. Его находят раз в месяц в Бразилии на изумрудном руднике Карнаиба. Граммов 100 в год находят старатели-сингалы в Шри-Ланке. Там их сразу скупают круглосуточные дилеры. В основном американские. В Танзании, на Мадагаскаре и Индии ситуация пока попроще. В Африке действуют «местные» гвинейские «дилеры», а в Индии местные индусы. Александрит самый редкий драгоценный камень. Более редкий, чем алмаз в … десять миллионов раз! Алмаз промотирован в миллион раз сильнее. Большие деньги можно выручить за хорошо промотированный бесцветный камень, если добывать его в количестве 70 (!) тонн в год. А что можно выручить за 400 грамм пусть очень красивого и сказочно дорогого александрита? По меркам бриллиантовой индустрии нельзя получить Ни-Че-Го.
Фото 3. Типичная иллюстрация неповторимости природы: пара серег содержит только один одинаковый элемент – ограненный шарик из ювелирного стекла. Жемчужины разнятся, а бриолеты из содалита вообще выглядят как совершенно разные камни. Однако не интересно. Некрасиво и … дешево. Потому что думали дизайнеры мало. Если вообще думали и вообще были дизайнеры.
Фото 4. Это цитрин, турмалин и бриллианты. Изделие Versace. Снова дорого, изыскано и неповторимо. Попробуйте представить эти серьги только с цитринами или только с турмалинами. Будет не очень дорого и уж, конечно, совсем не изыскано. И точно при одинаковом цвете камней изделие легче повторить.
Дорогие драгоценные камни весом более карата редко предлагаются на мировых рынках в необработанном виде. Если и продаются, то на аукционах. С точки зрения классического маркетинга здесь абсолютный «рынок продавца». То есть, продавец главный и недостижимый участник рынка драгоценного сырья. Это Вам не алмаз сырец с его широкой продажей в Лондоне и Антверпене. Есть деньги – приходи и выбирай.
Девяносто процентов «сырых» не обработанных цветных камней непосредственно на рудниках покупают дилеры крупных международных ограночных компаний. Среди них много индийских, тайских, израильских, а с 2013 года еще и китайских компаний. И только 10% камнесамоцветного сырья попадает на станки мелких ограночных производств. И что же огранщики? Да ничего. Никто из них пар не производит. Огранить два камня одного и того же размера в среднем в четыре раза труднее, чем два камня разных размеров. Гораздо легче огранить 1000 камней одной формы. После этого откалибровать ограненные камни по размерам. Только так можно получить много пар, троек и сетов в 5 и более камней! Так в чем же дело?
А дело в том, что, можно огранить 1000 камней одной формы. Только вот забыли вставить слова «только мелких» камней. Под мелкими драгоценными камнями подразумевают камни весом до 0.5 – 0.6 карат, что соответствует диаметру камня круглой огранки 5 мм. Куда же деваются более крупные камни? Конечно, они тоже гранятся.
Фото 5. Вот эту драгоценную пару также никто не заподозрит в отсутствии красоты, оригинальности и изысканности. Два лотоса с большими желтым и синим сапфирами в обсыпке из бриллиантов и рубинов. Основной вклад в стоимость серег в любом случае вносят сапфиры. Конечно, можно поспорить о европейских достоинствах украшения. Лотос и «завитушки» могут быть не приняты в Европе. Но в стране с полутора миллиардным населением эти серьги уйдут на ура. Не задержатся они и на прилавках всей остальной Юго-Восточной Азии.
«Экономическая задача» огранки так называемых больших драгоценных камней в 99% случаев ставится совершенно определенным образом. В Азии, Латинской Америке и Африке, то есть там, где добывается 95% цветных драгоценных камней, огранщик получает от «руководителя» совершенно четкую задачу: «Огранить бездефектную часть камня таким образом, чтобы ограненный камень имел максимальный вес». И оплата огранщиков также находится в прямой зависимости от веса ограненных камней. И продаются камни на рынках и в офисах в основном на вес.
Вес вообще есть «паспорт» или ID (Identification Card) камня. Как понять, тот ли камень описан в сертификате? Только по весу: например, «сапфир, ограненный кушоном, весом 2,32 карата». Попробуйте «заменить» описанный в сертификате камень на ограненный синтетический. На практике это не возможно. Вес произведенного синтетического камня будет сильно отличаться от веса оригинала. Как говорят опытные огранщики, «попасть в размер» иногда можно – «попасть в вес» не удается никогда.
Фото 6. Одинакова, с натяжкой, лишь форма камней. Никто не обвинит дизайнера этих серег в отсутствии чувства композиции и вкуса. Даже в Европе. Даже в пафосном чопорном Лондоне. Дорого, изыскано, красиво и неповторимо. А главное — очень интересно и абсолютно ново. Так вот, в Лондоне пока ничего такого не сыскать. Днем и с огнем в туманах. Потому что в Лондоне много бриллиантов. Бесцветных. Их можно купить одинаковых десятками. Тоже размером до 1-го карата. В поисках пар большего размера опять начнутся трудности.
Итак, все гранят «на максимальный вес». Но это еще не все. Мы ведь не просто так указали в вышеупомянутом примере форму огранки кушон (подушка). Именно такую форму огранки предпочитают огранщики-сингалы с острова Цейлон. Именно эта форма огранки не имеет классического соотношения сечений, осей, поперечных и продольных размеров. Именно кушон имеет максимальное количество вариаций и изменений, которые выглядят на первый взгляд как кушон, но на самом деле таковыми не являются. Среди этих «близких» к кушону ограночных форм и «шевроны», и «барионы», и фантазийные октагоны, такие же фантазийные багеты, «квадраты» и принцессы, которые квадратами не являются, и даже такие вполне симметричные формы огранки, которые объединены общей классификацией как «калейдоскопные» формы. «Зачем это все?» – спросит читатель. Затем, что именно огранка кушон в большинстве случаев обеспечивает максимальный вес камня, ограненного из «аллювиального» сырья, то есть сырья, состоящего из достаточно бесформенных кусочков с отшлифованными краями. Напротив, если необработанный камень обладает строгой симметричной формой, соответствующей природной форме роста, то лучшей огранкой считается та форма, при которой удается частично сохранить эту форму роста. Например, для проведения операции создания преформ турмалина и изумруда, которые добываются в основном в виде прутков с гексагональным сечением, достаточно разрезать эти природные прутки вдоль оси, и преформа с максимальным весом готова. Вот почему классической формой огранки изумруда и турмалина является багет или изумрудный октагон. Такая форма позволяет минимизировать потери камня при огранке. Так и повелось. Ничего научного. Просто экономика. Аллювиальные корунды – огранка кушоном или немного менее выгодным овалом. «Пегматитовые» изумруды – огранка октагоном. Интересно, что многие российские сайты голословно утверждают, что в преимущественной форме огранки заложен глубинный научный смысл соотношения показателя преломления, дисперсии, цвета и еще бог знает чего. От показателя преломления зависит критический угол павильона любой ограночной формы, но не более того. Все остальное, извините, зависит от вопросов эффективности любого ограночного производства. Проще говоря, от денег.
Фото 7. Разрезав вдоль длинной оси шестигранный кристалл изумруда, добытый на колумбийском руднике Musso, можно получить четыре ограненных камня формы «изумрудного октагона» (внизу справа). При этом выход годного может достигать 80%. Никакая другая форма огранки не может реализовать выход годного материала после огранки выше 50%.
Все вышеперечисленное с неизбежностью свидетельствует о том, что крупные (> 1-2 карат) пары драгоценных камней гранить не-вы-год-но. Если же какой-нибудь сингальский или тамильский продавец из Шри-Ланки предлагает покупателю готовую пару (камни с примерно одинаковыми размерами), цена за карат будет увеличена примерно на 50%. Но это не все. Представления любых огранщиков и их дилеров о том, что такое геометрическая "пара", очень и очень отличается от технического регламента, например, бельгийских огранщиков, гранящих бриллианты. Но и это опять не все. Нужно еще попасть в цвет. Попасть в цвет не только при взгляде на камень сверху, но и сбоку и под различными углами к «столику». На этом все опять не заканчивается. Нужно, чтобы огранщик в обоих случаях «попал» в критический угол. Иначе один камень будет сверкать сильнее другого. Какая уж тут пара?
Какие-никакие, а некоторые не идеальные пары могут появиться и на российском рынке. А в России наша публика, привыкшая к одинаковым (правда, ужасно банальным) аметистам-топазам-цитринам-гранатам-хризолитам, морщит носики: «Ну, они же разные…». Можно сколько угодно объяснять про то, что топаз сапфиру и изумруду «не товарищ». Эти камни несопоставимы по количеству добываемого сырья, но результат очевиден: «Хочу вот точно такие же серьги, но чтобы сапфиры были раза в четыре больше!».
Можно, конечно, переогранить больший по размеру камень под размер «ближайшего меньшего». Однако камни сильно подорожают, но при этом уменьшатся в размере. Теперь пришла пора морщить носик по поводу того, что камни чересчур невелики для их высокой цены. В общем, опять поражение. И покупателя, и продавца. Это мы не учитываем еще того факта, что при переогранке камней может измениться эффективный цвет камня.
Некоторые опытные любители драгоценных камней в украшениях знают совершенно точно: умелый дизайнер и толковый ювелир обладают двумя парами рук, которые из 2-х немного разных камней могут сделать совершенно неповторимые и изысканные серьги. Сегодня высокая ювелирная мода вынуждена выживать в условиях недостатка больших драгоценных камней - что уж тут говорить об идеальных парах!
Сегодня брендовые ювелирные фирмы – Van Cleef & Arpel - начинают работать с малахитом, лазуритом и сердоликом, Cartier составляет свое портфолио из изделий с мелкими бриллиантами, реальная цена которых сравнима с ценой золота.... В изделиях, которые многие фирмы делают на заказ, ювелирные дизайнеры мастерски обыгрывают асимметричность и разный цвет (см. фото). Впрочем, работать на заказ в этом плане легче: обычно дизайнеры имеют дело с "подготовленными" клиентами, которые прекрасно знакомы с непреложной ювелирной истиной: камни должны быть дорогими, натуральными, качественными, но не обязательно одинаковыми! Более того, абсолютно одинаковые драгоценные камни всегда вызывают опасение об их искусственном происхождении.
Для того, чтобы понять, какие серьги хочет сама женщина, ей достаточно самой ответить на простой вопрос. Чего она хочет больше: красивые серьги с красивыми ДОРОГИМИ БОЛЬШИМИ камнями или красивые серьги с ОДИНАКОВЫМИ, НО БОЛЕЕ МЕЛКИМИ камнями. Оба желания воплощаются в жизнь достаточно легко. Однако, есть и некоторые различия. Мастера ювелирного дизайна питают особую страсть к ассиметричным изделиям, сделанным в единственном экземпляре. Поэтому изделие с крупными камнями обязательно будет выглядеть изысканно, неповторимо и дорого. Но и обойдется это первое изделие много дороже второго, но, конечно, дешевле, чем аналогичное украшение, купленное готовым в брендовом дизайнерском магазине. Второе изделие будет также добротным, красивым, но несколько более стандартным, так что говорить об уникальности украшения не придется.
Фото 8. Парные броши с Выставки исторических индийских украшений, прошедшей в Москве в июле 2014 года. Если присмотреться, в парном украшении нет ни одного парного изумруда или рубина. От этого красота, изысканность и неповторимость украшения, выполненного в стиле Tutti Frutti в 1929 году фирмой Cartier, только выигрывает.
И последнее. Некоторым нашим сотрудникам летом 2014 года посчастливилось побывать на выставке индийских исторических украшений в Кремле. Не сложно было заметить, что в великолепных выставочных украшениях не было ну ни одного одинакового камня. А в выставочной книге с иллюстрациями описана замечательная история - как были созданы самые великолепные серьги с колумбийскими изумрудами ювелирной фирмой Cartier. На фирму однажды пожаловал небезызвестный магараджа, высыпавший на стол директору парижского офиса горсть из 16 колумбийских зеленых камней совершенно уникального качества. Ювелиры Cartier сделали свое лучшее изделие с изумрудами – но - там не было даже и двух одинаковых камней.
Редколлегия Redkiekamni.ru