Аметистов, 08.02.2016
Юлия, Ваши вопросы ну очень актуальны. Но наши ответы на них будут еще и деликатны. Это необходимо учесть при трактовке наших ответов.
На выставках-ярмарках самоцветов несколько типов производителей и продавцов.
1. Геологи, продающие, собственно камни, камни и изделия, сделанные только из камней. Если у таких продавцов и попадается что то не то, то это можно считать досадным недоразумением. Знания, пусть и не всегда отличные, минералогии, старая закалка порядочностью в экспедициях, где жулики просто не выживают, не позволяют им ни ошибаться, ни мошенничать. Себе, то есть им дороже. Более того, если им чего то не известно, то они быстро ликвидируют пробел знаний быстрой консультацией в геолого-выставочном сообществе.
2. Продавцы, торгующие камнями и изделиями, купленными в Китае, Индии и Пакистане, Европе и др. Обычно это изделия из разных металлов, бусы, ожерелья и др. На этих прилавках можно встретить все что угодно. При этом продавец, как правило вполне порядочный человек. Но при покупке камней, зачастую через цепочку посредников, каждый из которых искажает информацию в свою пользу, такие продавцы могут легко ошибаться сами, тем более широта ассортимента на прилавке требует большего опыта и знаний.
3. Ювелиры российские. То есть, те ювелиры, которые что-то прозводят здесь в России. Честь им и хвала. Но в силу многих обстоятельств сами условия российского ювелирного производства толкает их на экстремальные ухищрения по снижению себестоимости их продукции. Какие методы применяются? Во-первых технологические: примитивный дизайн, который диктуется не авторской задумкой, которой все такие ювелиры просто гордятся, а простотой, быстротой и дешевизной исполнения. В арсенале здесь быстрое литье без опок, проволочное производство (толстая проволока), паечный монтаж изделий из примитивных заготовок, не аккуратная закрепка камней, выпуск кривого изделия с заусенцами и многое другое. Чем не авторский подход? Однако, осуждать и критиковать легко, а кратчайший путь к нищете в России лежит через производство. Открыл производство - разорился - "осудился" - иногда потерял квартиру, семью и т.д. Поэтому мы "ЗА" такой авторский подход.
Но есть и другие методы снижения себестоимости ювелирной продукции. Простейший, но быстро раскрываемый и очень подсудный это СПЛАВЫ. Главное здесь не продать не то золото с поддельной пробой. Это настоящий криминал. А вот если без пробы, то этот криминал трудно доказуемый и поэтому, слабо криминальный.
Еще легче вставить не тот камень. Особенно удобно таким ювелирам стало четыре года назад, когда везде в мире и у нас тоже начали входить в моду ювелирные вставки из так называемых не обработанных камней. Вроде как "Сама природа у меня на руке", "Каждый бугорок, каждая извилина, каждая трещинка сделана природой" или "К нему прикасалась только природа". Как оценить эти высказывания? Если коротко, то "Враньё и разводки в любом случае". Камень в любом случае обработан. Может быть немного, механически, но обработан. Иначе его ни вставить в украшение ни продать. Камни из земли или горной породы так не выглядят. Они всегда с остатками горных пород, грязи, которую не смоешь и др. 70% объема природных "прозрачных" камней заполнены непрозрачными дефектами. И так далее и тому подобное. Откуда же взять столько необработанных камней для вставок? Да купить в специальных магазинах, где продаются специальные искусственные ювелирные стекла и кристаллы. Затем их следка поколоть или порезать, затем в галтовочную машину и ... тысячи разноцветных обработанных самой природой ювелирных вставок готовы. Осталось в меру отполировать и в заготовленные кольца. Паять, паять и паять.
Почему ювелиры так сильно полюбили "не обработанные" камни? Ответим коротко - их трудней проверить в полевых, выставочных, магазинных условиях. Намного трудней. Здесь не достаточно квалификации геолога или минерлога. Здесь нужен геммолог, причем не выпускник - теоретик, а сильный практик. Ведь не ограненный камень делает невозможным использование главного инструмента геммолога -рефрактометра. Нужно использовать поляриметр, фильтр Челси, карандаши твердости, лупы х10 и х18, и действительно кучу практических знаний. С ходу такой анализ вполне уверенно могут провести человек 20 в России. А с полированным столиком ограненного камня и рефрактометром человек 500. И хотя и первое и второе количество могут быть завышены, разница очевидна. Попробуйте, сходите в экспертные лаборатории к геммологам, возьмут на неделю кольцо и не только кольцо. Трудно. Если, конечно, это простое ювелирное стекло с дефектами и предательскими структурами течения, тогда понятно, можно и лупой обойтись. А если нет? Вот наш опыт работы на выставке Гемма в качестве почти не оплачиваемых геммологов говорит о том, что технология скакнула так высоко, что вот это "А если нет" реализуется в "не обработанных" ювелирных вставках почти всегда.
Это хорошо, что глубокие знания камней у таких ювелиров отсутствуют. Не то бы они никогда не вставили столь яркий голубой камень "С Урала" в одно из Ваших колец. Это явно не топаз, аквамарин или отожженный аппатит, последний просто не залез бы в глухую закрепку - раскололся бы. В первом кольце аллювиальный зеленый турмалин ровного цвета и совсем не турмалиновой формы, даже если предположить, что его галтовали в машине. Господа, турмалин сильно анизотропен, он своей стержне-образной формы не теряет даже в быстрой роторной галтовке. Найти турмалин такой формы даже на богатом "турмалиновом" руднике Голконда в Бразилии не удается. И еще вопрос. Зеленые камни красивого однородного цвета. Чего из них кабошоны то не сделали? Денег не много: 1-2 доллара за изготовление 1-го кабошона, а выигрыш в цене раз в пять. Чего это они торговцы камнями то? Опростоволосились, и, судя по количеству выброшенных на рынок изделий с необработанными камнями, опростоволосились многие тысячи раз.
Но это не самое главное. Главное состоит в том, что есть действительно красивые и не очень дорогие изделия с не обработанными механически драгоценными камнями. Но их крайне не много. И так как их не много, золотая оправа, в которую они вставлены, выглядит совершенно по-другому. Менее "авторски", но более аристократично, красиво, говоряще, притягивающе, загадочней наконец. А здесь ... ? Здесь загадки никакой нет. Привезено все это. Из Поднебесной. Может быть, в виде полуфабрикатов - фурнитуры. Так не уважать ни камень, ни металл ни руку будущего владельца могут только азиаты, да и то не все, только самые многочисленные.
Юлия, мы очень извиняемся. Если Вам изделия нравятся, носите их на здоровье. Не слушайте ни нас, ни других. Очень надеемся на понимание. Ведь, Вы хотели правду, а не приятной информации? Удачи Вам, она Вам точно понадобится.