Аметистов, 13.06.2016
Валерий, мы не совсем поняли, какой материал Вы имели в виду в первой фразе своего вопроса, но постараемся ответить на оба возможных варианта толкования: материал = золото различного цвета и различной дополнительной обработки (родирование, чернение, состаривание, комбинированные цвета золота) или серебро (Вариант А), ИЛИ материал = тип цветного камня (Вариант В).
1А - Не только цвет и способ дополнительной обработки золота и серебра влияют на ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ окружающими камня. Играет большую роль также и цвет и фактура обсыпки. Общее, но далеко не во всех случаях применимое здесь правило такое. Цвет золота и серебра должны быть контрастными и разнотоновыми по насыщенности цвета по отношению к прилегающим к ним камням. То есть, центральная вставка из розового турмалина потеряет часть красоты и изысканности, если вставлена в красное/розовое золото. Дизайн может спасти широкая шинка желтого золота вокруг центрального камня, лучше с бриллиантовой или светло-желтой или темно-синей сапфировой обсыпкой. Нельзя обсыпать бесцветный камень, пусть и бриллиант, теми же бриллиантами - дизайн задержавшихся в СССР российских ювелирных заводов (экономический итог существования таких ювелирных заводов с прочным бриллиантовым Советским маркетингом мы наблюдаем сейчас). Если центральный камень светлый, обсыпка должна быть темнее. И наоборот. Обсыпка не должна "забивать" своей красотой и изысканностью центральный камень. Обсыпать нежно-розовый турмалин мелкими демантоидами значит "похоронить" не яркий турмалин и испортить дорогостоящую и очень редкую обсыпку, которая на порядок красивее турмалина со стеклянным блеском. Наши дизайнеры, работающие непосредственно с заказчиками - будущими носителями украшений, хорошо знают, лучше слегка поспорить с заказчиком относительно дизайна до исполнения, чем получить жесткий отказ принять изделие после. Существует множество "цвет-энциклопедий" на английском языке. Издали одну и у нас. Однако, к другой трактовке вопроса.
1В - Темный камень (например, гранат пироп или темную шпинель) лучше приподнять над украшением, и ни в коем случае не использовать ни глухую закрепку, ни, тем более закрепку со сплошным, непрозрачным дном любой формы. Дно из сильно черненного металла следует использовать при цанговой закрепке драгоценных иризирующих многоцветных опалов и опалов с простой голубой опалесценцией. Черное дно обеспечит более интенсивную ирризацию и в том и в другом случае. Тот же прием можно использовать и для лунных камней. Как поступить, если выбрали совершенно черный камень. Среди множества решений оптимальным нам кажется одно: ярко-красная обсыпка из рубинов Сонгеа и оправка в ярко-желтое золото (красавицам). Брутальным мужчинам сойдет или совсем без обсыпки или придется использовать бриллианты. Мы сказали "придется", так как для мужчин годятся только крупные обсыпные разности.
И наоборот. Поместите слишком светлый камень в глухую закрепку с низким кастом и дном по форме павильона, и Вы получите совершенно другой цвет, в любом случае более насыщенный. К нам приходят много ювелиров, которые при выборе камня идут от готового дизайна изделия. Однако с годами мы ясно видим, что выигрывают из них те, которые правильно рассудили, что за основу нужно брать уже редкий, а иногда и совсем исчезающий природный элемент - камень, а дизайна под любой каприз и золота под любую опоку пока достаточно.
2 - Частично мы ответили и на второй Ваш вопрос. Более "открытая закрепка" осветляет камень. Закрытая делает камень более темным. Закрытая закрепка способствует иризации опалов и лунного камня, так как цвет этих камней проявляется сильнее в НЕ ПРЯМОМ свете. Успехов Вам всяческих.