Вставка в броши. Шпинель? Админ: Шпинель синтетическая, но современная.
Александр, 13.01.2018
Брошь куплена в Чехии. По словам продавца, изготовлена в Австрии в 1950-х годах. Голубая вставка в центре 15х13 мм. Клеймо на фото плохо видно, в лупу читается "925". Интересует материал центральной вставки и чёрных "лучей" по периметру. Подозреваю, что это синяя синтетическая шпинель и чёрный оникс. Другие вставки - стекло. Вызывает вопрос обилие сколов в местах закрепления вставки в оправу. Или мастер неаккуратный или носили/хранили небрежно. В уф-лучах светится алым. Через фильтр Челси (китайский, скорее всего - подделка) видно малиновое или красное свечение. Помогите, пожалуйста, разобраться. С уважением, Александр.
Аметистов, 14.01.2018
Разобраться достаточно трудно. Много разных факторов, указывающих на совершенно разные обстоятельства.
1 - Показания президиум тестера мы в расчет не принимаем, так как тестер меряет сопротивление и/или теплопроводность, которые у стекол могут изменяться легко и в самых широких пределах.
2 - Хорошо сфотографированные сколы не соответствуют ОБЫЧНОМУ не упрочненному стеклу - нет даже мелких раковистых сколов, а указывают на кристалл или ювелирное стекло с упрочняющими добавками. Именно такое стекло использовалось для вставок в Европе в 50-х годах.
3 - Фильтр Челси не годится для дифференциации стекла и шпинели, так как оба материала выглядят в нем малиновыми - розовыми. А вот красная флюоресценция в стеклах достаточно редкое явление, но все же иногда наблюдается. Казалось бы, Вы правы и это шпинель. Но тогда эта вставка, возможно как и сама брошь, сильно моложе, чем рожденные в 50-х годах.
4 - Во-первых надежно выращивать синюю шпинель научились совсем недавно - каких-нибудь 30-40 лет назад. Подозреваем, что пилотный метод Вернейля не годился для выращивания синей шпинели. Или чистый оксид кобальта без "плохих" изотопов был дорог. Причин может быть масса. Однако, факт налицо. Синяя и голубая синтетическая шпинель стала массово использоваться для имитаций синих камней только в 90-х годах прошлого века. Ранее было множество вставок из малиновой, розовой, красной шпинели, но голубая шпинель не встречалась.
5 - На первой из Ваших фотографий мелкие бесцветные камни обладают многоцветным блеском. Если это действительно так, и это не следствие особого способа фотографирования, то камни могут быть только фианитами. А это те же 90-е годы. Предположить, что камни сохранили пленочное покрытие при пользованию брошью, то есть, что это камни - так-называемое Венецианское стекло "Мурано" (Сваровского в 50-е годы не было), также весьма надуманно. В любом случае, камни не бриллианты.
6 - Черным ониксом называют все что угодно: стекло, крашенный халцедон, черную шпинель = цейлонит, черно-коричневый кальцит = мраморный оникс. Если Австрия, то это, скорее всего, крашенный бразильский халцедон.
7 - Вывод = шпинель, но более позднего срока изготовления. Может быть первичный камень был заменен, а "новая" шпинель была чуть больше по размерам? Тогда мелкие сколы именно по периметру камня понятны: нагрева каста оказалось не достаточно и пришлось сильно "поднажать" спец инструментом. До шпинели центральным камнем мог быть все тот же черный оникс, как классический, так и ограненный кабошон. Ведь с точки зрения цветовой гармонии чернение и черная "обсыпка" применяется для синих центральных камней редко. И еще, камень огранен достаточно хорошо. По крайней мере полировка безукоризнена и сведение граней не плохое. Это сильно дисгармонирует с простейшей обработкой черных камней абсолютно разной формы и размеров. Центральный голубой камень есть продукт более высоких технологий. Однако, это лишь гипотезы ... =
Александр, 14.01.2018
Итого: имеем сборную солянку из старой (?) серебряной оправы, современной синтетической шпинели в центре, сделанных "на коленке" чёрных "лучах" и уже ранее ремонтированных маленьких бесцветных вставок (одна, светящаяся голубым в УФ-лучах, судя по всему, посажена на клей). Прикупил одну бесцветную вставку (сваровски) для латания "дырки" от потерянной вставки.