Голубые и синие топазы. Что за камни в российских магазинах?

Лика, 14.08.2016

Уважаемый Аметистов, по новым правилам раскрытия информации о камнях, продавец обязан устно рассказать покупателю о способе облагораживания так называемых (по российскому законодательству) недрагоценных камней, а в коммерческих документах должен быть указан способ и код облагораживания.

Проясните, пожалуйста, ситуацию с голубыми и синими топазами, которыми российский рынок буквально завален.

Вы написали блестящую статью "Откуда у топаза цвет", где говорите о том, что наиболее проблематично найти сырье для получения цвета "London blue". Но ведь если посмотреть ассортимент среднестатистического ювелирного магазина, то синие "лондонские топазы" есть в каждом. Все эти камни - синтетическая шпинель? Тогда, возможно, и голубые "топазы" также шпинель (или же синтетические корунды), поскольку все идеально чистые? Насколько выгодно производителям имитировать топаз синтетической шпинелью? Что дороже: синтезировать шпинель (корунд), или добыть, облучить и нагреть натуральный топаз?

И еще спасибо за информацию о фильтре Челси для определения топаз-шпинель (все просто, оказывается) и за сказочную статью "Его величество фильтр Челси". Вот как надо учить геммологии!)

Аметистов, 14.08.2016

Лика, спасибо за вопрос. Давайте воспользуемся терминологией, предлагаемой к использованию Проектом №5, раз уж вопрос задан в этом разделе. 99.9% Голубых топазов являются искусственно облученными, а затем термически обработанными. То есть, они должны иметь маркировку не Н и не R, как рекомендуется в таблице, а H+R, именно так и никак иначе. Ведь нельзя получить стабильный голубой/синий цвет топаза, если только облучить (R) или только термически обработать (Н). Отметим также, что не следует для кодирования тонированных голубых топазов использовать коды через запятую: R, H. Ведь в РУССКОМ языке запятая несет не только смысл союза "И", но и обозначает ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ слов. И союз "И" и "запятая" вполне могут обозначать ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ обработок, но никак не НЕОБХОДИМОСТЬ ДВУХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ОБРАБОТОК. Необходимость двух последовательных обработок можно выразить лишь кодами и словами "R с последующей(им) Н", однако в этом словосочетании непонятны падежи, так как многие подумают, что Н это не heating - нагрев по английский, а heat-treatment - термическая обработка. Поэтому предпочтительней именно R+H. В этом случае понятно, что ни R ни Н оторвать от суммарного кода R+H нельзя, так как останется непонятный "плюс". Конечно, уж совсем глубокого научного смысла здесь нет, просто так индекс двойной последовательной обработки будет ПОНЯТЕН ВСЕМ и ПРОСТ. Именно в таком виде индексы двойной обработки давно используются на практике на выставках В Бангкоке и Гон-Конге. А последнее время и в китайском Шень-Зене. В любом случае рекомендации для обозначения торговых кодов топазов в таблице "Приложения А" в корне не правильны.

Придирчивый геммолог, конечно, задаст вопрос "А что, разве просто искусственно облученных топазов не бывает?" Ответим с опережением, бывают и еще как, но ... все они желтые, коричневые, красно-коричневые, но никак не голубые. А ведь Проект №5 рекомендует использовать код R именно для обработанных голубых ... Поэтому здесь и кроется "ошибка". Ведь большинство ошибок кроются в деталях, ведь так?

Придирчивый геммолог не отстает: "Но ведь там в таблице еще рекомендуют код Н для розовых топазов, код R для коричневых и код U (диффузионная обработка) для зеленых топазов. Это что, тоже все не правильно?". Отвечаем, да две из трех рекомендаций для обозначения кодов являются не верными. Не все розовые топазы получены путем термической обработки. Есть топазы-N, содержащие марганец в высокой концентрации. Такой топаз УЖЕ розовый. А правильно подобранная термическая обработка лишь делает розовый цвет более выраженным. Однако такие топазы на рынке РЕДКОСТЬ. В основном розовые топазы получают сейчас из нигерийских бесцветных кристаллов сложным многостадийным ОБЛУЧЕНИЕМ и последующей термообработкой (R+H). То есть, все гораздо сложнее, чем рекомендуется. Такие рекомендации были бы более приемлемы лет этак 15 назад.

Однако и 15 лет назад зеленый топаз не получали с помощью диффузии. Для того чтобо понять всю ошибочность этого утверждения, необходимо задать себе вопрос "... с помощью диффузии каких компонентов или атомов?", ведь известно (см. все те же материалы симпузиума памяти Сенкенкенса https://redkiekamni.ru/gemmologicheskie-novosti/topaz/08-04-2015-otkuda-u-topaza-cvet-ii-tayny-oblagorazhivaniya-739-article.html ), что ЗЕЛЕНЫХ ЦЕНТРОВ ОКРАСКИ В ТОПАЗЕ НЕТ. Известен лишь один центр окраски в топазе - марганец, и это центр РОЗОВОЙ окраски. Примеси, которые бы давали в топазе зеленый, желтый, голубой цвет, НЕ ИЗВЕСТНЫ. Спрашивается, диффузию чего, какого химического элемента нужно осуществить в топаз, чтобы сделать его зеленым? Наконец, всем практикующим коммерческим геммологам известно, что ВСЕ зеленые топазы на современном рынке являются продуктом нанесения металлических пленок. Таким, образом из всех 8-ми строчек рекомендаций возможных торговых кодов обработки топазов. Более менее "правильными" являются два кода R- (irRadiated) для коричневых топазов и С (covered) для зеленых топазов. Но даже и для этих кодов нужны совершенно четкие "границы" применимости с подробными пояснениями. Иначе будет реализована все та же российская ситуация: "Хотели как лучше, а получилось ..., как всегда"

Теперь, собственно, будет легко ответить и на конкретные частные вопросы о происхождении множества светло-голубых (Sky blue), ярко-голубых (Swiss) синих и темно-синих (London-blue) камней камней под названием "топаз". Топаз не является очень дорогим камнем. Точнее, не являлся до 2014 года, когда на рынках заговорили об обеднении сырьевых ресурсов для производства топазов Swiss и особенно London. Если до 2014 года топаз размером 3-6 см, обогащенный до высшего качеcтва flowless, продавался на оптовых ранках по $2 (Swiss) и $5 (London) за грамм, то в 2015 году цена предложения достигла $6 и $10, соответственно. Дело заключалось в том, что не всякий топаз удается обработать до ярко-голубого цвета Swiss а темно-синий цвет London вообще получается лишь из бесцветного топаза некоторых жил отдельных месторождений. В настоящее время на рынке сложилась экономическая диспропорция, заключающаяся в том, что цены ограненного (например) топаза London ниже тех, которые должны были получиться с учетом современных цен на сырье, минимум в три раза. Это означает только одно. Продаются ограненные топазы из старых запасов и камни, ограненные из старых запасов сырья. Так или иначе, сырье топазов значительно "дороже" ограненных топазов. И такая ситуация не может оставаться дольше, чем год-два.

Что же касается голубых камней в российских магазинах, то здесь, как нам кажется, (ПОКА) никакой шпинели нет. Шпинель (ПОКА) не подходит для имитации топаза Sky Blue из-за не достаточно высокой цены последнего. Что же касается имитации топаза Swiss и London, то "попасть" с помощью мульти-легирования шпинели в цвет Swiss очень сложно (и дорого), а цвет London в его темно-зеленовато-синем оттенке в случае синтетической шпинели пока НЕДОСТИЖИМ. То есть, есть темно-синяя шпинель, но ее красноватые, фиолетовые и черные оттенки совершенно не соответствуют темно-синему топазу Лондон.

Так что не переоценивайте китайские ювелирные изделия! Если уж не натуральный (обработанный) топаз, то конечно, НЕ шпинель, а просто кобальтовое стекло. Его в трех центрах: Паню, Шень-Зень и Гуангчжоу выпускаются тысячи тонн. Зачем же выпускать дорогостоящую и капризную в росте монокристаллическую шпинель? Из-за энергоемкости производства шпинели в ограненном виде она лишь в два-три раза уступает в цене топазу. Но это все только ПОКА.

Для идентификации любой голубой или синей подделки топаза, действительно достаточно фильтра Челси. При этом можно не вынимать камень из витрины. Красный-розовый цвет камня выдает шпинель и ювелирное стекло, а песочный до светло-коричневого подтвердит натуральное происхождение сильно (R+H) обработанного топаза.

Теперь самое главное ограничение по использованию фильтра Челси для дистанционной бесконтактной проверки топаза и его дифференциации от кобальтового стекла и шпинели. Проведенное нами совсем недавно исследование показывает, что НЕКОТОРЫЕ из топазов Swiss и London проявляют оранжевую (swiss) и даже темно-оранжевую реакцию в фильтре Челси при использовании для подсветки лампы накаливания (W). При этом другая часть топазов Swiss и London или вообще остаются темными (London) или проявляют обычную реакцию песочно-желтого цвета. Оранжевая реакция на фильтр Челси характерна исключительно для голубых и синих камней с ЗЕЛЕНЫМ ОТТЕНКОМ, которые, как считается, имеют нигерийское происхождение. В любом случае светло- и темно-оранжевую реакцию фильтра Челси никак не перепутать с ярко-розовой, малиновой и ярко-красной реакцией кобальтового стекла и синтетической синей шпинели.

Ну а если фильтра Челси нет, то напишите иностранное название российской фирмы в английской транскрипции в строку поиска Google. Иногда, можно узнать много такого, чего никогда не услышишь от продавцов. Успехов всем.

Лика, 15.08.2016

Спасибо, прояснили. Кобальтовое стекло огорчило. Ждем Вашу книгу. Всего Вам доброго.

Аметистов - Лике, 16.08.2016

Лика, в последнее сообщение по теме топазов вкралась неточность, которую мы исправили, добавив предпоследний абзац в предыдущее сообщение. Неточность связана с одновременным использованием производителями топазов сырья из Бразилии и Нигерии. То, что нами добавлено, конечно нельзя считать истиной в последней инстанции. В настоящее время пытаемся точнее установить, какие именно из топазов цвета London и Swiss имеют в фильтре Челси темно- и светло-оранжевый цвет. Успехов вам.

Лика, 02.09.2016

Уважаемый Аметистов, спасибо за уточнение. Информация очень важна для определения подлинности топазов в "полевых" условиях магазина. Всего доброго Вам.

Максим, 22.08.2018

Добрый день! Мне даже неудобно писать на профессиональный форум, так как я сам даже не любитель в этом вопросе. Но раз уж в этой ветке явно есть эксперты, возможно, и я ответ получу.

Началось все с того, что я безмятежно выбирал на сайте украшение с топазом, выбрал парочку красивого цвета, но закрались сомнения: почему стоимость изделия приближалась к стоимости только его золотого обрамления. Начал читать про ценобразование топазов и увидел, что в общем-то ожидаемые цены на камни даже невысокого качества должны были быть где-то от $5 за карат, а в "моих" украшениях 40 каратов продавались за $60 вместе с золотым замком. Да, конечно, прежде всего украшение должно нравится носящему, но и дарить заведомо бросовые камни тоже ведь не дело.

Попытался по фотографиям получить мнение какого-нибудь ювелира, услышал очень странный ответ - якобы все (а я включил уже и более дорогие варианты, в том числе с сертификатами) камни похожи на искусственные и окрашенные. Ну не могут же они все быть искусственными, да? :) что до окраски - я так понял, большинство топазов сейчас подвергают той или иной обработке для получения цвета, это ведь не должно быть странно?

Прилагаю фотографии примеров, которые я нашел. Неужели по ним действительно по всем можно сказать с высокой вероятностью об их искусственном происхождении? (ясно что точно по фото не скажешь) А что по поводу окраски? Они действительно как-то "не так" покрашены, или обычное облучение но это все равно плохо? или все нормально? Вконец запутали =)

            
Максим, 22.08.2018

Я осознаю, что оценку на этом форуме не проводят. Но я хоть и дал примеры, меня более абстрактная вещь интересует: не точная ценность камней, а нормальные ли это камни или ничего не стоящий мусор. Диапазон цен на представленные изделия был.....

Аметистов, 22.08.2018

Отвечаем коротко по фотографиям, так как определение камней на сторонних сайтах правилами форума запрещено. Фотографии пронумерованы слева направо и сверху вниз. Анализируется только цвет - фотографии очень плохие, как и сам сайт с которое они взяты.

1 и 3 = Пленочные топазы оттенка Swiss.

2 и 5 = Облученный и отожженный топаз цвета Sky Blue, если, конечно, это вообще топазы. Не исключено стекло.

4 = Топаз London - пленочная технология изготовления только разрабатывается, но чаще встречаются имитации в виде искусственной шпинели. Последнюю получить в цвете топаза Лондон ЛЕГКО.

6 - Розовый топаз полученный с помощью пленочной технологии.

Просим внимательней читать правила форума перед размещением вопросов. - Успехов Вам.

Post scriptum. Общий подход при покупках камней на неспециализированных монстр-сайтах такой. 90% Это фэйк, то есть, подделки. При дальнейшей оценке необходимо уточнять местонахождение продавца. Китай - фэйк на 100%. Европа - 50% подделок, но более тонких. И так далее ... Но основные продавцы ... китайцы, даже если находятся продавцы или их отправочные пункты в других странах. =

Максим, 22.08.2018

Большое спасибо за содействие. Да, помимо правил, нарушенных поневоле, - которые я прочитал, но был вынужден в той или иной степени игнорировать, - я упустил и пункт про необходимость создания новой темы. Думаю, что мои действия вряд ли кого-то оскорбили, однако приношу извинения администрации.

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 963 750 38 38 Дарья
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
Каменное сырьё:
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp, Telegram и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья