Как определить, обработан ли топаз? Насколько стабилен цвет топаза?

Надежда, 28.02.2016

Возможно ли определить натуральность топаза, был ли топаз подвержен облучению и нагреванию?

Аметистов, 28.02.2016

Надежда спасибо за короткий вопрос, требующий емкого ответа. Приносим извинения за коррекцию темы вопроса. Надеемся, что новая редакция названия темы соответствует самому вопросу в больше степени.

Несмотря на то, что вопрос об определении обработки топаза изучался в мировом геммологическом сообществе скрупулезно и неоднократно, четких инструментальных или чисто логических рекомендаций в рунете и англонете нет. Есть лишь результаты отдельных исследований. Попробуем восполнить этот пробел.

На недавно состоявшемся Симпозиуме памяти американского геммолога и технолога камней Дж. Сенкенса (Сенканкаса) https://redkiekamni.ru/gemmologicheskie-novosti/topaz/ были суммированы результаты всех исследований топаза за последние 50 лет. Вот главный вывод, который может помочь в определении обработки топаза:

ЛЮБОЙ ЦВЕТ ТОПАЗА ВЫЗВАН РАДИАЦИОННЫМИ ТОЧЕЧНЫМИ ДЕФЕКТАМИ И ИХ ПОСЛЕДУЮЩИМ СОЕДИНЕНИЕМ В КОМПЛЕКСЫ при вылёживании топаза в течение тысяч лет в горных породах или при кратковременном высокотемпературном отжиге. Единственным исключением из этого правила является топаз с высоким содержанием примеси марганца, которая вызывает образование РОЗОВЫХ центров окраски в топазе.

Таким образом, и в природе и в лабораториях и цехах цвет топаза получается при его радиоактивном облучении. Определить, где это произошло, в природе - миллионы лет назад, при контакте топазов с радиоактивными породами, или в ядерном ускорителе два года назад, крайне ЗАТРУДНИТЕЛЬНО. Ведь последствия облучения и тысячелетнего вылёживания в природе приводят к тому же результату, что и искусственное облучение и высокотемпературный отжиг. Однако есть и отличия. За них и постараемся зацепиться.

1. Интенсивность искусственного облучения всегда выше. Для искусственного облучения используются нейтроны или гамма излучение, которое в свою очередь образуется при торможении электронами, которыми на самом деле и облучаются топазы. Эти излучения образуют в топазе высокую концентрацию точечных дефектов, которые в комплексах с фоновыми примесями обычно окрашивают топазы в оттенки коричневого цвета. При отжиге такого облученного топаза происходит дальнейшее образование из точечных радиационных дефектов кластеров, которые и являются обычно центрами голубой окраски. Нейтроны и гамма лучи "пронизывают" решетку топаза, слабо взаимодействия с атомами, так что при сильном облучении и последующем отжиге получается ОДНОРОДНЫЙ ЯРКО-ГОЛУБОЙ ЦВЕТ, называемый в торговле Swiss (при использовании нейтронов) или Sky Blue (обычно при использовании бетта/вторичного гамма облучения) .

2. В природных голубых топазах ярко-голубого цвета Swiss никогда не наблюдается. Иногда и очень редко можно встретить светло-голубой природный топаз цвета Sky Blue. Однако, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ этого ЦВЕТА по ПРИРОДНОМУ кристаллу, а потом и по объему ограненного камня крайне НЕРАВНОМЕРНО. Вот Вам первый и второй признаки не обработанного голубого топаза: ОЧЕНЬ СВЕТЛЫЙ ГОЛУБОВАТЫЙ ЦВЕТ и НЕОДНОРОДНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТОГО ЦВЕТА ПО ОБЪЕМУ КАМНЯ. Это происходит потому, что в природе топаз облучается всегда малыми дозами и всеми видами радиационного облучения: гамма излучением (высокоэнергетическими фотонами), бетта - лучами (электронами), альфа-лучами (2 протона + 2 нейтрона) и нейтронами. Все эти частицы проникают в кристалл на разную глубину + в кристалле уже имелось неоднородное распределение фоновых остаточных примесей. В результате сильная и повсеместная неоднородность цвета.

3. Иногда в природе кристалл, содержащий совершенно определенные фоновые примеси облучается таким образом, что первичный коричневый цвет с течением огромного времени "отжигается" при низких температурах (вылёживается) лишь до ярко-желтого, оранжевого, ярко-темно-розового цвета, который характерен для топаза - Империала, который добывается только в одном месте в мире - на рудниках вблизи городка Оуро Претто в бразильском штате Минас Жерайс. Цвета топаза Империала результат определенного набора фоновых примесей и определенных доз облучения с последующим вылёживанием в течение долгого времени. ТРЕТИЙ ПРИЗНАК НЕ ОБРАБОТАННЫХ ТОПАЗОВ. ИСКУССТВЕННЫМ ОБЛУЧЕНИЕМ И ПОСЛЕДУЮЩИМ ОТЖИГОМ ПОЛУЧИТЬ В ТОПАЗЕ ЦВЕТА, АНАЛОГИЧНЫЕ ОТТЕНКАМ ИМПЕРИАЛА ПОКА (!!!) НЕ УДАЕТСЯ. Все топазы цвета Империал не обработанные.

4. Однако, у природных топазов есть еще один цвет. Этот цвет называется винный или цвет Шампань. Вот с ним, с этим самым винным немного сложнее. Не обработанный винный топаз светло-терракотового цвета добывается на Волынском месторождении на (в) Украине. Больше месторождений такого топаза в мире нет. Однако известно, если оставить облученный нейтронами коричневатый топаз на несколько десятков лет без отжига или отжечь его при очень низкой температуре (порядка 200-300 градусов), но в течение дней, то ИНОГДА, в случае топазов только с некоторых месторождений удается получить топаз винного цвета. Мы за 15 лет видели продажи такого облагороженного винного топаза только один сезон в 2012 году. Партия этих топазов была получена в результате ошибки тайского триттера, который перед тем, как пойти спать поставил не ту температуру в печи. Известно, что эти топазы были из Бразилии и облучались тормозным гамма излучением. Интересно, что когда винный топаз был весь продан, Тайские "умельцы" опять попытались получить топаз такого же цвета. Однако, ничего не получилось. Или топаз был не оттуда, или доза облучения не та, либо Тайский триттер не все рассказал о том самом отжиге. Наш опыт работы с волынскими топазами и искусственными винными топазами свидетельствует о том, что цвет волынских топазов крайне не однороден, встречаются и участки голубого цвета (см., например,ограненные нами большие волынские топазы https://redkiekamni.ru/kamni/dragocennie-uvelirnie/topaz/polihromniy/ . Методы, которые бы позволяли получить такие, полихромные топазы искусственно, пока не разработаны. Это еще один признак.

5. Иногда, нейтронное облучение топазов с некоторых немногочисленных месторождений (например, с некоторых рудников на плато Джос в Нигерии) позволяет получить топазы очень темного синего цвета с коммерческим названием цвет London. Так вот, не облагороженных топазов цвета Лондон не существует. Не существуют также не облагороженные топазы ярких красно-коричневых и зеленых оттенков. Это еще железный "признак".

6. Розовый топаз не Империал, то есть чисто розовый топаз без "примеси" желтых или оранжевых оттенков можно получить и облучением. Но случается это очень редко. В любом случае в топазе должна быть редкая фоновая примесь марганца в значительной концентрации. Однако, нам известны лишь несколько камней из нашей практики, которые были розовыми от природы. Все они были из Бразилии. Все они были мутноватыми и все они были найдены на не профильных рудниках, то есть на рудниках, где топаз в промышленных масштабах не добывался.

7. Некоторые геммологи, в основном теоретики, считают, что обработку топаза можно определить по микродефектам, наблюдаемым микроскопически. Отвечаем, на их возможный вопрос. Наверное можно. И мы сами пробовали. Однако великое множество топазов с различных месторождений и крайне скудные сведения о микродефектах в топазах с этих месторождений до и после облагораживания привело нас лишь к закономерному выводу. Так как цвет и облагороженного и не обработанного топаза есть результат облучения и последующего отжига (или долгого вылёживания), то определение обработки с помощью анализа микродефектов остается ... делом далекого будущего, только если камни не кончатся раньше. Так что лучше использовать те логические построения вокруг цветовых оттенков и неоднородностей распределения цвета, которые мы постарались систематизировать в настоящем ответе на Ваш вопрос.

В целом, не облагороженных топазов ярких голубых и красно-коричневых оттенков не бывает. Топазы Империал оттенков - всегда не обработаны. Шампань топазы, винные или полихромные топазы с Волыни светло-терракотового и/или слабо голубого цвета не подвергались обработке. 99% Топазов, используемых в ювелирной отрасли являются облагороженными. Успехов Вам Надежда.

Надежда, 29.02.2016

Благодарю за быстрый и подробный ответ.

Есть интересная диссертация посвящённая люминесцентным свойствам природного топаза.

В музеях можно найти достаточно насыщенный и глубокий голубой цвет природного кристалла топаза, правда на ограниченном участке, но этого было бы достаточно для камня ювелирного качества.

Знаете ли Вы, где налажено производство облагораживания таких камней, в Шри-Ланка, например или ещё где-то? Почему не указывается на бирках, каким воздействиям подвергся камень?

Вероятно это уже другой вопрос и тема "истины" или "правды" на ювелирном, коммерческом поле.

Не возражаю, если моё добавление не будет видно, либо будет открыта новая тема.

Аметистов, 01.03.2016

Отвечаем, на те вопросы, которые поняли.

1. Топазы облучают и отжигают в Бразилии, Китае (вместе с Гон-Конг'ом), Тайланде, США, России (тоже есть компания, облагораживает на базе Обнинского ускорителя), и некоторых других странах, где есть хотя бы зарождающиеся геммологические технологии и источники ионизирующих излучений.

2. В Шри-Ланке была когда то - лет 6-7 назад фирма, базирующаяся в Канди, которая также облучала преформы топаза (то есть, небольшие кристаллы), скорее всего, по нашим оценкам локальным источником на основе изотопа Со-"60". Кое какие результаты им удавалось получить. Были получены топазы оранжевого цвета, розового цвета и зеленого цвета, без напыления поверхностных пленок. В США постоянно демонстрируются топазы розового цвета, технология их получения известна хотя бы там. Но оранжевый и зеленый цвет без напыления тонких пленок металлов получали только в Канди. Мы хорошо знаем все старательские и ограночные центры Цейлона. Руководил лабораторией скрытный европеец, говоривший на английском с акцентом, на сингальском и немецком, который мы не смогли оценить. Нам показалось, что он еще знает французский. Мы идентифицировали его в 2005 году как ... Швейцарского подданного, который ранее работал в исследовательском центре в Церне. Но это только догадки. Сейчас и лаборатория и кустарное производство полностью закрыты. Кстати обрабатывали они в основном Бразильские бесцветные топазы. Сами сингалы и тамилы (простите нас многие цейлонские партнеры!) обладают лишь навыками чтения природных габитусов алювиального сырья и некоторыми навыками в огранке. В ихнем геммологическом центре в Ратнапуре до 2014 года не было рефрактометра. Хотя магазин редких камней был. Раз в год мы им определяли, что есть что. В том числе попадались и неприятные камни под названием Ekanyte - Эканит. Он фонит прилично, но Гейгера там не сыскать, а свой там держать накладно. Кстати мы подарили прекрасный рефрактометр одному из тамошних активных геммологов сингалов (КХ Де С). Через год рефрактометр был разбит в дребезги.

3. О Шри Ланке, как источнике топазов. Вот на Шри-Ланке можно купить местных, не обработанных ничем, слабо голубых топазов. Признак - цветовая неоднородность с границей бесцветный/светло-голубой. Году в 2012 мы там видели и несколько почти типичный "волынских" топазов с голубой/терракотовой полихромностью. Сейчас примерно 95% тамошних топазов из Тайланда, то есть из Нигерии и Бразилии. Регистрировать неоднородность голубого цвета сподручней с сильным желтым фонариком и фильтром Челси. См. Статью на сайте "Его Величество фильтр Челси".

4. Не обработанный рубин стоит дороже сильно обработанного примерно в 100 тысяч раз. Не обработанный сапфир стоит дороже обработанного того же качества в среднем в 5 раз. 99.99 % Танзанитов обработаны. Даже в США за не обработанный танзанит можно получить всего лишь в 3 раза больше денег. 101% Топазов обработаны. Губеллинский сертификат на не обработанный голубой топаз не оправдается, так как такой сертификат будет стоить несколько тысяч швейцарских франков, а стоимость топаза, благодаря сертификату возрастет от силы в два раза. Например со 100 до 200 долларов. Говорить же об индикации обработки камня на ярлыках вообще не приходится. Ни в России, ни в США. Там хоть на вопрос ответят правильно. Мол облагороженный топаз. Что отвечают в ювелирных у нас сами знаете. И никакие принудительные сертификаты не помогут. Все будет также как и с акцизными марками. Марка есть, а чего там пьешь не понятно. Устали все от регулирования. Вот и нам в прошлом году еще одного регулировщика добавили. Поможет только время и промотирование геммологических знаний. Вот покупатель 2015 года это уже не покупатель 2005 года. И "квалификация" вопросов на форуме уже за три года возросла в 10 раз!

Ваше второе сообщение относится к той же теме, а Вы сами, Надежда и Ваши очень продвинутые суждения и вопросы вселяют в Нас надежду, что российские любители камней станут геммологическими знатоками не за 100 лет и с долларами, как развивались американцы, а за 5-10 лет и даже с низкой ценой на нефть. На этой фантастически оптимистической ноте мы и остановимся. Успехов Вам и Уверенности в Ваших знаниях.

Надежда, 02.03.2016

Небольшое дополнение. Вы говорите 101% топазов обработаны, однако у вас на сайте есть голубые топазы-N. Как Вы их проверяете и подтверждаете отсутствие дополнительного воздействия?

Аметистов, 02.03.2016

Пришлите артикул, у нас всего много. О чем речь? Посмотрим, ответим. Иначе вопрос не понятен. Волынский? Бразильский? Голубой? Полихромный?

Аметистов, 02.03.2016

Надежда, один камень нашли: артикул А12618. В отношении этого камня все просто. У него сильная цветовая неоднородность с резкими, не размытыми границами оттенков. Внутри имеются микродефекты, которые растворяются и рассасываются уже при температуре 300-400Град С. Но если бы кто-нибудь нам на этой основе представил сертификат, то мы бы на 100% не были бы в нем уверены. Это достаточно косвенные доказательства.

Другое дело, что камень был выхвачен нами в не ограненном виде из 15-ти киллограммовой кучи бесцветных и светло-светло-желтых топазов, которые продавались на ежегодной национальной, поэтому труднодоступной выставке Бразилии FIPP. Камень после покупки был вырезан и огранен из корневой части кристалла топаза, которая, как это обычно и бывает, кристаллическим совершенством не отличалась. Продавец гаримпейрос выручил за камень чуть меньше, чем он хотел за всю кучку малоценного в Бразилии ограночного материала. Этот небольшой 120-ти граммовый кристалл лежал наверху кучи. После нашей покупки в первый день выставки, старатель убрал бесцветные кристаллы под стол. Он прекрасно знал, что продает. Мы рисковали, так как в принципе, такой камень можно подделать. Воздержимся здесь от подробной инструкции этого действа. Когда камень огранили, мы легко обнаружили в нем косвенные артефакты того, что он не обработан. Вот и все. Вас с праздником и успехов в коварных вопросах. С уважением.

Александр, 30.06.2016

В интернетах постоянно натыкаюсь на мнение, что топаз следует носить только при искусственном освещении ибо на солнце он за считанные годы может потерять цвет. Подтвердите или опровергните, пожалуйста.

И можно попросить Вас дать ссылку на арт.А12618? Интересно посмотреть, а найти не смог.

Аметистов, 01.07.2016

Александр. Байки про топаз характерны для любого начинающего общества любителей камней. В США тоже такие слухи ходили, но только до 70-х годов, когда топаз там покупали. Потом как отрезало. Камня стало слишком много. Но тот же коллекционер, личность на "сборищах" в Бразилии, Аргентине известная, назовем его "Пол" (спец. приметы - приезжает с женой, работает в NASA и ничего в США не продает), с удовольствием покупал даже мелкие голубые топазики (с размером голубой части от 2 мм), но только в том случае, если более менее просматривался ростовой габитус кристалла (для не редкого топаза это редкость). Так что Пол - типичный коллекционер. Вот он то и рассказывал, что в 70-х в США тоже ходили байки, что можно получить ожог от облученного года 2 назад топаза, что топаз обесцвечивается при облучении, что его для облучения подкладывают в самый нижний ярус пусковых ракетных шахт, и что даже ... топаз облучают в СССР - так дешевле, а те с американскими камнями не церемонятся и облучают плохо.

Различий между США и нами много. Но здесь нас интересует только одно. Геммологические байки в США возникают повсеместно и также повсеместно угасают - там уровень жизни в Нью -Йорке среди ювелирных американских и индийских каменных магазинах и каком-нибудь T'mutarakansk'e практически одинаков. Так что все новое везде приходит и уходит одновременно. У нас все геммологические байки со ссылками на "убийство авторитета "Вертолета" в к/фильме "Тайны следствия" в городах миллионниках" уйдут сразу после выздоровления экономики. А в глубинке они еще будут пересказываться лет 50 ...

В 12-м году в США Симпозиум Памяти Джона Синканкаса (вспоминаете переводную на русский первую и последнюю книжку (на русском) об обработке камней?) https://redkiekamni.ru/gemmologicheskie-novosti/topaz/5-10-2012-otkuda-u-topaza-cvet-simpozium-pamyati-dzhona-sinkankasa-669-article.html положил конец досужим домыслам об облученных топазах. Цвет они после облучения и отжига не меняют уже НИКОГДА. Имеется в виду при обычном ношении, а не в условиях близкого ядерного взрыва, когда и температура такая, что владельцу камня уже не интересно, да и вся радиоактивная "троица" жестких ионизирующих излучений - альфа-бета-гамма быстро изменяет все вокруг. Интересно, что сотрудник NASA утверждал, что в его коллекции есть голубоватый топаз из Припяти, прошедший Чернобыль и купленный через третьи руки и местных сталкеров. Так вот он голубой и немножечко даже и терракотовый (terracotta color), но не фонит. Наивный "NASA'вец " Пол полагал, что разгерметизация Чернобыльского реактора вернула голубой цвет (отожженного после облучения - тогда он коричневый) части голубого топаза. С недоверием Пол выслушал наш рассказ об Украинских волынских не облученных двухцветных топазах, которые облучены все таки были, но в природе. В природе волынские камни и выстаривались (то есть, очень медленно отжигались) при низких, но не комнатных температурах миллионы лет. Никакие наши заверения о том, что даже с помощью анализа тонкой структуры оптических спектров определить точно происхождение цвета в топазе нельзя действия на Пола не возымели и он побежал звонить, видимо в NASA, где такие спектрометры точно есть. Под конец выставки Пол пожал мне руку своими двумя и сказал, что обязательно купит у меня все не облученные (но облученные в природе) волынские двухцветные топазы, и с удовольствием получил от нас устную ссылку на Симпозиум памяти Синканкаса 12-го года. Да уж, коллекционеры, тщательней работать с родной научной литературой надоть. Весточек от Пола, однако, нет. Может опасался вербовки? Тем более, что на третий день выставки был сбит "малазийский боинг" ....

Резюмируем еще раз.

Цвет облученного, а затем отожженного топаза зависит исключительно от спектра фоновых примесей в топазе до облучения. Бразильские всегда голубые. Нигерийские чуть с зеленцой, особенно на фотографиях (у фотоаппарата спектральные характеристики настроены немного не так, как глаз человека). Радиационные дефекты в НИГЕРИЙСКИХ топазах оказываются после облучения настолько сильно связаны с фоновыми примесями, что красно-коричневый цвет облученных, но еще не отожженных топазов по крайней мере из некоторых жил нигерийского месторождения НЕ УХОДИТ и ТОПАЗЫ НЕ ОБЕСЦВЕЧИВАЮТСЯ. За четыре года на солнечном свете (правда в комнате) этого не произошло. Все топазы из жилы волею судеб оказались у тайских триттеров и огранщиков. Большинство камней были рутинно отожжены на "Лондон" и "Swiss". Однако у нас есть четырех-летние камни с ярко-коричнево-красным империал цветом. Их много и они большие. Цену будем поднимать даже в кризис.

Цвет отожженных после облучения топазов всегда голубой, синий или насыщенно розовый. Конечный оттенок определяется в первую очередь условиями и видом использованных для облучения видов радиационных излучений, а также спектром фоновых примесей, которые могут сильно менять набор радиационных дефектов в кристалле и делать эти дефекты более устойчивыми к облучению солнечным и бытовым светом.

Остаточная радиация в топазе мала и не "держится" более двух недель. Обычно облученные топазы перед огранкой выдерживаются от 6 месяцев до года, так что получить хоть какую то дозу облучения от топаза или, тем более радиационный ожог с незаживающей трофической язвой НЕ ВОЗМОЖНО даже сразу после облучения. Только в сериале "Тайны следствия".

Цвет топазов, как в природных, так и обработанных ВЫЗВАН ОБЛУЧЕНИЕМ, ОТЖИГОМ ИЛИ ВЫСТАРИВАНИЕМ - ВЫЛЕЖИВАНИЕМ (это тот же очень длительный отжиг при не очень высоких температурах). Все зависит от того, где произошло облучение. В природных условиях мультикомпонентных горных пород, содержащих радиоактивные минералы и породы, или в ядерных реакторах и/или ускорителях элементарных частиц. Исключением из этого правила является светло-розовый топаз с едва заметными серым или желтым оттенками. Цвет этого топаза вызван ЕДИНСТВЕННЫМ ИЗВЕСТНЫМ ДЛЯ ТОПАЗА ЦЕНТРОМ ОКРАСКИ, СВЯЗАННЫМ С ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ - ПРИМЕСЬЮ МАРГАНЦА. Во всех остальных случаях цвет топаза вызван точечными радиационными дефектами, из двойными, тройными и т.д. соединениями (кластерами) между собой и с присутствующими в кристалле фоновыми примесями. Вот почему оттенок голубого и синего цвета разный у нигерийских и бразильских топазов.

Цвет облученных и отожженных топазов является крайне стабильным и может изменить свой цвет только в условиях ядерного взрыва.

Post Scriptum. В описании типичных обработок натуральных цирконов в проекте № 5 Отраслевого стандарта на раскрытие информации Гильдии ювелиров России вкралась очередная ошибка. Не все 100% цветных цирконов отожжены. Нельзя просто переводит сведения экспертов CIBJO 12-ти летней давности. Даже с учетом того, что произошли обновления. Господа, обновления коснулись только в основном корундов, алмазов. Все остальные сведения могут быть безнадежно устаревшими. Для радетелей истины (таких немного, все в основном радетели, иногда сомнительной, выгоды) сообщаем, что ТЕРМИЧЕСКИ НЕ ОБРАБОТАННЫЕ ЦИРКОНЫ зеленого, красно-коричневого, желтого и даже светло-голубовато-зеленого цвета добываются в ШРИ-ЛАНКЕ уже несколько веков. Просто камень не популярен в США, да и у нас из-за отождествления терминов, обозначающих природный силикат циркония - циркон = ZIRCON, и кубического оксида циркония - фианита = CUBIC ZIRCONIA. Американская нелюбовь к камню полностью отражена и в Проекте №5. Кстати сейчас основной источник не обработанных красных, розовых и желтых цирконов это не КАМБОДЖА - РАТАНАКИРИ, а ТАНЗАНИЯ. Все эти цирконы обладают ярким цветом в природной форме. Могли бы также вспомнить и наши Российские цирконы с Вишневых гор! Их яркий цвет что, тоже получен обработкой? Критиковать изначально неплохие, прогрессивные рекомендации, конечно, легко. Но уж слишком много ошибок и абсолютно устаревших утверждений, которые еще и рекомендуется внедрить как законодательный акт. Господа, тщательней. Погубите отрасль. А ведь, хотели как лучше? Тогда и переводить нужно лучше и хотя бы по англонету полазить побольше. Ведь CIBJO уже давно торгуют мертворожденным авторитетом и лицом, а не знаниями. И западные ювелиры об этом знают. А Вы то почему отстаете? Частное мнение, однако. Опровергнуть, однако тоже трудно. А если что то не ясно, зачем ЭТО включать в стандартизованные рекомендации? Да еще пытаться сделать это законом?

Всем успехов.

Александр, 07.07.2016

Благодарю

Александр, 07.07.2016

И можно попросить ссылку на синий топаз-N из Вашей коллекции (если есть, конечно)?

Аметистов, 07.07.2016

https://redkiekamni.ru/kamni/dragocennie-uvelirnie/topaz/polihromniy/

https://redkiekamni.ru/kamni/dragocennie-uvelirnie/topaz/shampan/

https://redkiekamni.ru/kamni/dragocennie-uvelirnie/topaz/vinniy/topaz-n-cveta-shampan-15327-17287-kamni.html

https://redkiekamni.ru/kamni/dragocennie-uvelirnie/topaz/kollekcionniy/

https://redkiekamni.ru/kamni/dragocennie-uvelirnie/topaz/imperial/ (кроме нигерийских)

https://redkiekamni.ru/kamni/dragocennie-uvelirnie/topaz/goluboy/topaz-goluboy-n-a12618-15336-kamni.html - голубой.

У нас появились два кусочка светло голубого НЕ обработанного топаза из Бразилии. Сырье. Пока с ним (сырьем) не работали. Успехов Вам

Елена, 22.06.2021

Добрый день! В Хорошеве (Волынь) в музее лежит добытый здесь же природный топаз. Работники держат его всегда накрытым, открывая только экскурсиям, утверждая, что за время их работы в музее камень уже сильно изменил цвет. Они же говорят о том, что топазы выгорают от яркого освещения. Или для природных выгорание нормально, а не выгорают только искусственно облученные?

Аметистов RK, 22.06.2021

1 - Данных нет и, скорее всего, не будет ...

2 - Так как все зависит от фонового спектра примесей и в необработанных топазах и в облученных.

3 - Природа цвета во ВСЕХ топазах (кроме розовых - не пленочных) обусловлена радиационными (!!!) центрами окраски и комплексами радиационных точечных дефектов с примесями.

4 - Поэтому выцветание зависит исключительно от спектра примесей и радиационных дефектов как в природных так и в обработанных топазах ... Просто первые облучились радиоактивными минералами в "земле", вторые в реакторах ...

5 - Подробные исследования в не проводятся в основном из-за ... дороговизны. Вот и кварц был исследован подробно потому, что пьезокристаллы находят применение в военных технологиях.

6 - И все таки необходимо было образовать отдельную тему. См. Правила форума. =

Иван, 28.08.2021

А на протяжении скольких лет топазы подвергают температурной обработке для получения голубого цвета?

Аметистов RK, 28.08.2021

Лимитирующим процессом образования голубых центров окраски после облучения является атомная диффузия в кристаллической решетке с образованием оптически активных комплексов радиационных точечных дефектов. Скорость такой атомарной диффузии зависит от времени ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО, а от температуры ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНО. На бытовом языке это означает, что повышение температуры вылеживания в земле на 50-100 градусов эквивалентно дополнительному времени вылеживания в сотни тысяч если не миллионы лет. Поэтому в лабораториях в печах облученные коричневые топазы отжигаются десятки минут - часы, а в природе ЭКВИВАЛЕНТНО вылеживаются до голубого цвета ... сотни тысяч ... миллионы лет. =

Наталия, 25.09.2021

У меня есть розовый топаз и топаз империал. Оба носила не снимая летом. Разные годы. Оба на солнце сильно посветлели.

Аметистов RK, 25.09.2021

А вопрос то какой? И где фотография ?

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
8 963 750 34 34 Елена

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 963 750 38 38 Дарья
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:

8 963 750 34 34 Елена
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
Каменное сырьё:
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp, Telegram и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ

8 963 750 34 34 Елена