Admin, 03.11.2015
Петр, огранка квадратом, при сравнении ее блеска, демонстрации цвета, расщепления света на цветовые спектральные составляющие ничем не отличается от всех остальных ФОРМ огранки. От ВСЕХ, кроме ... круглой формы огранки. Последняя форма (точнее формы, так как круглых форм примерно 100 видов) стоит ОСОБНЯКОМ. Она НЕДОСТИЖИМА по своей эффективности демонстрации качеств драгоценного камня.
Наука об огранке достаточно сложна и включает в себя подробное рассмотрение для каждого конкретного вида камня и огранки таких оптических явлений как отражение, преломление, дисперсия, иризация, опалесценция, поглощение света. Кроме того, необходимо учитывать возможности возникновения в том или ином камне таких редких эффектов как александритовый эффект, эффект Усамбара, эффект полихромности и многое другое.
Главное, но не единственное условие хорошей огранки это выполнение правила критического угла, который рассчитывается методами физической оптики. Это такой угол наклона павильона (нижней части поверхности) ограненного камня, при котором почти все световые лучи, вошедшие в камень через столик сверху, отразились от двух граней павильона и ВЫШЛИ ОБРАТНО через тот же столик. Нужно обеспечить сияние и блеск плоского столика, за счет отражения от граней павильона. Этот критический угол павильона зависит от всех физических свойств камня, которые мы перечислили выше. Поэтому рассчитать его для разных камней можно, но пользоваться нужно возможным интервалом углов, установленным для каждого материала расчетным и опытным путем. Лучшие критические углы опубликованы и в книгах и в интернете. (Для того, чтобы избежать каверзных вопросов, скажем, что мы назвали критическим углом угол с вершиной в шипе камня, тогда как критический угол это есть угол, образуемый плоскостью рундиста и образующей павильона. Так объяснять проще.)
Так вот, чем СИММЕТРИЧНЕЕ форма огранки, тем больше ПОЛОЖЕНИЙ КАМНЯ, при которых выполняется условие отражения лучей от внутренней поверхности павильона и выхода их обратно через столик. Самая симметричная огранка - КРУГЛАЯ. С какого бы угла мы на такой камень не посмотрели - столик и корона огранки сияют. НО ТОЛЬКО ПРИ ХОРОШЕЙ ОГРАНКЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРАВИЛА КРИТИЧЕСКОГО УГЛА. В ином случае столик - пустой и прозрачный - через него можно газету читать.
Следующая по степени СИММЕТРИЧНОСТИ форма огранки - КВАДРАТНАЯ. Знатоки процесса огранки это знают и используют ее при первой возможности. А когда такая возможность появляется? А вот когда.
Вот мы находимся на конечной стадии обогащения алмазо-добывающего предприятия. Там все алмазы и мелкие и большинство крупных имеют РОСТОВЫЕ ФОРМЫ уже близкие по форме к равносторонним кубикам, кубоктаэдрам и т.д. Это происходит в конечном счете потому, что кристалл алмаза имеет кубическую симметрию. Грани себе круги и квадраты. Это самые эффектные и популярные формы огранки алмазов. Но не только. Именно эти формы огранки позволяют получать наибольший выход годных ограненных бриллиантов из сырых алмазов. Так распорядилась ПРИРОДА и физическая химия роста алмазов в природе. Формы роста алмаза сами по себе очень симметричные.
Поехали теперь на МАДАГАСКАР на очень крупное по площади и проявлениям месторождение с незвучным для русского уха названием ИЛАКАКА. Здесь добывается великое множество рубинов, сапфиров всех цветов радуги. Геометрические формы роста найденных здесь корундов это бипирамиды, "гексагоны" (=гайки), осколки от этих геометрических форм всегда очень сложной формы. Но именно такие осколки составляют 99% добычи корундов. Дальше хуже. Корунды это не алмазы. Здесь только 0.01% камней годится для производства ограненных камней. Все остальное - на глубокую переработку, кабошоны (в лучшем случае до 1%) и коллекционные образцы. Вот почему алмазов добывают до 60 тонн в год и половина из них ювелирного качества. А сапфиров с рубинами добывают 20 тонн в год. Но лишь 100 килограмм из них имеют высокую ювелирную ценность.
Возвратимся к огранке. Тайские огранщики, которые гранят в основном осколки шестигранных "таблеток" корундов из Африки применяют в основном формы огранки овал, маркиза и капля. ЭТИ ФОРМЫ ОГРАНКИ ПОЗВОЛЯЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫХОД ГОДНЫХ ОГРАНЕННЫХ КАМНЕЙ из Африки. ПО ВЕСУ, разумеется.
Теперь Цейлон. На Шри-Ланке камни немного другие. Там корунды это осколки бипирамид. Здесь основными формами огранки, обеспечивающими местным огранщикам и больший вес и больше денег, являются кушон (подушечка продолговатой формы), а уж потом овал, маркиза и капля. Сначала огранщик смотрит, нельзя ли сделать кушон. Он обеспечивает максимальный вес. Если нет, тогда овал. Ну и далее по списку.
Квадрат, особенно его самая красивая и хорошо просчитанная разновидность "Принцесса", является очень эффектной формой огранки. Эта форма по эффектности стоит на втором месте после различных круглых форм огранки. А вот с эффективностью выхода годных у этой квадратной формы "дела обстоят" не важно. Вес круглой формы с диаметром, равным стороне квадрата, примерно в 1.3 - 1.4 раза больше. Вот почему квадратная форма огранки применяется редко. Да и сложнее она. Немногим, но все же сложнее. Применяют ее в основном при огранке аметистов, цитринов, празиолитов, дымчатого кварца и алмазов. В последнем случае, из-за кубичности сырья, квадратная огранка во многих случаях обеспечивает максимальный выход годного материала. Спасибо за вопрос.
Ольга Админ, 03.11.2015
Пётр,
отвечу Вам как ювелирный менеджер фирмы "РК". Действительно, в большинстве своём квадратные и прямоугольные формы выбирают больше мужчины. Но это совершенно необязательно. У огранки пола нет. Вопрос в том, как квадрат обыграть в изделии. Например, в тонком, изящном кольце квадрат можно "перевернуть на диагональ", поставив ромбом - весьма женственный вариант. Или добавить обсыпки по периметру камня, как например, в нашем кольце с зелёным аквамарином "Версаль" (фото 1). Важно подбирать обсыпку по таблицам цветового соответствия, использовать "женскую" цветовую гамму - розово-красную. Согласитесь, редко кто из мужчин выберет для синего квадратного сапфира светло-розовую обсыпку. Нежные цвета ослабят остроту геометрической фигуры. При помощи декоративных элементов можно несколько сгладить прямые линии квадрата, визуально придав кольцу более мягкие формы. Такой способ мы использовали при создании кольца с прямоугольным аметрином (фото 2).
Помимо технологических моментов дизайна, можно также воспользоваться старым добрым символизмом. В греко-римской культуре квадрат это символ богини Афродиты (Венеры), символизирующий женское начало и плодородие. Кольцо розового золота в греческом стиле, с античными завитками, будет исполнено тайны, известной только посвящённым.
Нужно рисовать, мысленно примерять и рисовать дальше.