Двуликий образ. Админ: Нефрит Кавоктинский. Но загадок больше, чем две

Alexei, 29.03.2023

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Мое почтение, господин Аметистов!

Решил поделиться с Вами впечатлениями о недавнем посещении блошиного рынка на Тишинке, проводимого примерно раз в квартал.

Блошиный рынок - название весьма условное, поскольку это, по сути, нечто вроде антикварного салона, классом чуть пониже, и товар "пожиже". Но в целом все пристойно. Народу достаточно много, каждый пытается найти что-то для себя.

Востока почти нет, я обратил внимание на даму "непреклонного" возраста, явно из середины прошлого века, выставившую на продажу разнообразные китайские вещи. Как я и предполагал, дама оказалась вдовой дипломата, долго проработавшего в ЮВА особенно в Китае. Я обнаружил камень, который мне приглянулся, и он мне показался достаточно интересным, чтобы показать Вам. Дама сначала заломила немалую цену, но в результате недолгой беседы мы пришли к взаимному удовлетворению.

Это подвеска длина 8,5 см, вес 135 грамм, на обеих сторонах изображена мистическая физиономия, на голове - дракончик. Камень твердый. Вот, пожалуй, и все.

Жду Вашего мнения, что за камень (нефрит, жадеит?) мастерство резчика, время изготовления и все, что Вы найдете нужным.

С благодарностью...

      
Аметистов RK, 30.03.2023

1. Вне всякого сомнения это ВЕЩЬ! Хотя возможно и современная ...

2. Вырезана из Российского высококачественного речного нефрита, скорее всего Кавоктинского месторождения.

3. Сюжета в его китайском смысле из китайской мифологии не понимаем и найти не смогли. Хотя аналогий римскому Богу Янусу в китайской мифологии достаточно много.

4 - Образ китайской исполинской саламандры (ваваюй) в китайской мифологии крайне близок к образам "доброго" дракона. Олицетворяет бесконечную жизнь и пожелание здоровья как на земле, так и на небесах. Добрый дракон в китайской мифологии это дракон с "добрым" лицом, иначе его просто нельзя было изобразить. Полагаем, что на голове у неизвестного именно саламандра.

5 - Лицо. Лицо на камне это камень преткновения всех наших рассуждений о происхождении подвески. С одной стороны это всепрощающий белый нефрит, который, если следовать основному буддистскому пониманию "белого" нефрита в Китае, должен "обнулять" грехи того, к чьей коже или праху прикасается нефрит ... С другой стороны, ЛИЦО. Лицо далеко от китайского ... Но ... только за счет вытянутого носа. Иными словами, изображен совсем не азиат. С учетом типично азиатского разреза глаз, полагаем, что это некоторое божество, или, "человек, пришедший с юга" - с Южных границ Китая. Так обрисовал богоподобный образ резчик.

6. Резчик. Тоже не понятный. С одной стороны, невнятная "прорисовка" лица и головы саламандры или выдает молодого резчика, или призвана имитировать древние возможности резьбы. Хотя в последнее не верим, так как линии могли быть сделаны только высокооборотистым достаточно современным гравером с дисковой карборундовой насадкой. Иначе бы линии были с биениями в стороны и их глубина на всем их протяжении была бы разной. С другой стороны, резьба саламандры, лапы и хвост которой являются шевелюрой образа, причем кудрявой шевелюрой. В этом случае и рука совершенно другая - рука мастера. Да и замысел по своему уровню и исполнению совсем другой. Мастерский. Еще раз посмотрим на подвеску ... Да, явный диссонанс между верхней частью резьбы и плоским изображением лица с длинным носом.

7 - Наконец, самая большая загадка ... Мастерское химическое состаривание камня. Во-первых, так, с такими неоднородностями в окраске в плоскости подвески можно состарить только камень. Однородное стекло или однородную стеклокерамику так состарить нельзя. То есть, это действительно КАМЕНЬ. С другой стороны, Оксид железа был сошлифован или стравлен с правой части подвески (на второй фотографии). Приповерхностные слои с оксидом железа были дополнительно отполированы по всей плоскости подвески.

8 - Наконец, совершенно не понятые нами ответы на вопросы, возникающие при анализе искусственного состаривания подвески. Искусственного потому, что по глубине резных линий подвеска не была состарена сильно. Лоб совсем не тронут химией ... Так в почве и в ручьях с железистой водой не бывает. Или окрашивается все или ничего ... Почему лоб был оставлен без воздействия химии? Сошлифован после? Но шлифовка там "под" саламандрой затруднена ... Можно было вообще лишится всей композиции при одном неосторожном движении. Что за темно-коричневые пятна по всей поверхности состаривания как раз понятно. Это другой состав камня - хлопья остаточного карбонатного скарна ... Есть и еще вопросы, остающиеся без ответа. Однако ясно видно две руки: Один подмастерье, другой мастер с большой буквы. + Один знаток химии травления и диффузии в твердых телах природного происхождения ... Это ведь надо еще знать химию нефрита ... Или просто практические наработки? Практические наработки с камнем по 20.000+ долларов за килограмм? Не дорого ли? Скажем прямо, мы такой качественной, научно выверенной и удачной работы китайцев не встречали. Так и металл качественный скоро научатся производить ... Кстати почему китайцев то? А кто еще способен на такую совершенно изнуряющую работу в течение ... хотя бы многих дней? Только они - строители Средней (Серединной) Империи.

9 - Сроки и даты. Здесь тоже не совсем все ясно ... Из-за высокого уровня знаний по химии камня ... Еще раз. Такого уровня качественного состаривания мы не встречали. Это завоевание китайцев последних лет ... С другой стороны белый Кавоктинский нефрит такого качества найти последние 10 лет на рынке Китая совсем невозможно. Он есть на речных подбазках ... Но кто ж им даст то китайцам подбазки то. Да и адреса подбазков давно уж утеряны. Старые запасы? Они все выработаны за ковидный период точно. Вообщем ... ВЕЩЬ. Загадка бесконечная. Технологическая, хронологическая, културологическая. В любом случае великолепное приобретение. Дальнейших успехов, Алексей. Было интересно.

Alexei, 30.03.2023

Огромное спасибо за столь развернутый, профессиональный, и, что немаловажно, доступный для понимания анализ нефритовой подвески. Многое становится ясно, хотя вопросы по поводу ее возраста и различных этапов изготовления остаются открытыми. Вряд ли кто-нибудь, включая компетентных китайских экспертов (возможно, такие имеются в наличии в Поднебесной) возьмет на себя миссию утверждать со стопроцентной гарантией, что все обстоит именно так, как они полагают. Так что Вы дали картину, которая логично объясняет ситуацию, оценивает мастерство китайского мастера и искусство состаривания камня.

Я рад, что предмет вызвал у Вас интерес и благодарен за его оценку. Мне камень сразу понравился, но столь компетентно как Вы объяснить я это не смог, как собака, которая все вроде бы понимает, а сказать не может. Мне показалось, что это изначально многие тысячи лет тому назад камень постепенно из кусочка белого нефрита, болтаясь по сибирским рекам, превратился в окатыш и оброс приповерхностным слоем, таким же твердым, как и сам камень

Несколько деталей о продавце. Как писал ранее, это дама почтенного возраста, импозантная, знающая себе и другим цену, понимающая, чем она торгует. Это несколько бронзовых предметов, блюдо с перегородчатой эмалью (клаузане) Чаша-конфетница из тонкого зеленого нефрита, кружевная, весьма дорогая. Я, честно говоря, не помышлял о приобретении этой красивой плошки, хотя бы потому, что не мог отделаться от впечатления, что если ее уронить, она рассыплется вдребезги. Поэтому всегда был равнодушен к фарфору, как е нашему, таки к восточному.

Еще у нее был выставлен стул, или, скорее, кресло с прямой спинкой и всякими наворотами, причем за него дама хотела чуть ли не миллион (якобы 18 век). И что самое удивительное, она была обложена каталогами этих предметов (я не понял, кем и когда изданных) Вот, такая картина.

По словам почтенной дамы, нефритовая подвеска приобретена в 70-е годы .

Вот, пожалуй, и все что удалось узнать. А Вам - еще раз - самая искренняя благодарность и пожелание всего наилучшего.

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 963 750 38 38 Дарья
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
Каменное сырьё:
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp, Telegram и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья