Ваза с драконами. Админ: Нефрит бамбуйский, резьба современная, но интересная

Алексей, 19.06.2020

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Приветствую Вас, господин Аметистов!

Жизнь возвращается в город, открываются не только продовольственные, но и другие заведения, в том числе и парикмахерские. А то мужское население по прическам стало неотвратимо приближаться к основоположнику марксизма.

Несколько дней назад я впервые за время карантина вышел в город. И до этого случались, конечно вылазки, что называется, огородами - либо в аптеку за лекарствами, либо в "Азбуку вкуса" за пропитанием. А тут - гуляй - не хочу!

Выползли на свет и маленькие магазины - антикварные лавки, скупки. И я зашел в одну из них с мыслью - приобрести что-нибудь этакое, что не стыдно продемонстрировать господину Аметистову. Причем основное удовольствие - получить от Вас комментарий, который делает любое спонтанное приобретение понятным и осмысленным.

В данном случае речь идет о сосуде (вазе, карандашнице, или чем-то в этом роде, может для хранения кистей для живописи - пойми этих китайцев???

Предмет солидный - 23 см высота, вес - немногим более 2,5 кг.

Откуда попал в лавку - непонятно, как всегда ответ - из старой коллекции. Одна надежда на Вас - разъясните, пожалуйста что это может быть (а вдруг - что-то ритуальное), что за камень (подозреваю, что нефрит, хотя стопроцентной уверенности нет), и. конечно, возраст и мастерство резчика. Ведь непросто соорудить такую композицию из твердого камня, нелегкого в обработке. Заранее благодарю и надеюсь, что предмет будет для Вас интересным. Первые два фото сделаны пр искусственном освещении, два других - пи дневном. Благодарю заранее.

        
Аметистов, 20.06.2020

1 - Испытал все те же эмоции в связи с некоторой части свободы, так что со всем согласен.

2 - Нефрит. Сильный сероватый оттенок, а также множество крупных похожих на вату хлопьев карбонатного скарна свидетельствует о том, что, скорее всего, это нефрит Буромского месторождения, но из речки не Буром, а ее притока - Бамбуйки ... Есть множество проявлений этого месторождения по всему Забайкалью. Видимо, ледник (?). Основное проявление в реке и вдоль реки Бамбуйка характеризуется сильным серым оттенком и "структурами течения": локальной слоистостью и "завихрениями" цветовых слоев. Все это есть в Вашем "драконе".

3 - У бамбуйского нефрита есть еще несколько характерных особенностей, которые проливают свет. Камень непопулярного у китайцев серого и серо-зеленого цвета В СКАЛЬНИКЕ и ДЕЛЮВИИ обычно крайне трещиноватый, а окатыши бамбуйского нефрита встречаются редко. Редко именно потому, что при окатывании сильно трещиноватый нефрит распадается на МЕЛКИЕ фракции, которые не захватываются металлическими сетями старателей.

4 - Вот теперь внимательно посмотрим на сосуд. Он действительно ... технологически замечательно выполнен.

4.1. Зачем мастер сделал глубокие вырезы, а не использовал гораздо более эффектную резьбу по поверхности? Ямки и выпуклости в виде когтей, гривы и прочее и прочее и так далее... Первоначальным предположением было о СМЫСЛОВОМ назначении всех резных выпуклостей и ямок. Мы эти смысловые функции резных излишков не нашли. Значит дело было в другом.

4.2. Посмотрел на большие куски скальника бамбуйского нефрита. За счет однонаправленных напряжений трещины образуются в блоках ПРЕМУЩЕСТВЕННО на двух противоположных сторонах блоков. Но в силу того, что в речном нефрите нет преимущественного направления волокон, да и волокна короткие, трещины направлены хаотично. Вот он "секрет" мастера:

4.3. Мастер, постоянно просматривая камень на просвет под сильным и направленным источником света, сначала выпилил объемы камня с трещинами и между близкими сходящимися внутрь трещинами. Далее посмотрел, ЧТО можно сделать, и ... вырезал то, что можно было вырезать в соответствии с мастерством и традициями.

5. Вещь крайне интересная. Мастер старый и опытный, так как знание речного камня не ... современное, не по-китайски точное технологичное. Новодел: возраст 10-15. Предпринята недолговременная попытка состаривания в водных растворах солей железа воде. Но следы оксида железа видно только в местах выхода на поверхность карбонатного скарна. Тем не менее вещь!

6 - Весь сюжет неприхотлив дракон - символ [императорской] власти. +++ Всякие другие атрибуты китайских пожеланий благополучия, силы и прочего. Но такое впечатление, что сюжет созревал по мере резьбы по камню. =

Алексей, 20.06.2020

Большое спасибо, рад, что не разочаровал нашего прекрасного эксперта, и вещь оказалась достойной. В этом большая Ваша заслуга. Как-то я уже писал, прежде чем что-то купить или поменяться из нефрита, жадеита и других "жадов", мысленно обращаюсь к Вам, и вспоминаю многочисленные описания (по сути - советы) различных изделий из камня, которые можно при желании найти на форуме.

Результат налицо, так что благодарю - и за просвещение, и за те подсказки, которые мы получаем от такого общения. Желаю Вам и Вашим коллегам успешно преодолеть все проблемы, связанные с сохранением здоровья, бизнесом и всем прочим.

А новое приобретение займет с Вашей легкой руки почетное место в доме. Всех благ.

Алексей, 21.06.2020

Пока тема еще свежа, хотел бы задать Вам, уважаемый господин Аметистов, еще пару вопросов. Как я понял, мастер, вырезая вазу, видимо, затратил много времени не только на саму работу, но и на изучение внутренней структуры камня, чтобы максимально избавиться от природных дефектов (трещин и других проблемных мест), которые могли бы свести на нет его труд в любой момент, даже на стадии завершения. И это также привело к затратам по времени. Хотелось бы узнать, хотя бы приблизительно, сколько может потребоваться времени мастеру, чтобы завершить работу - от момента выбора камня и до финала?

Неужели нефрит, даже "нелюбимый" китайцами - серо-зеленоватый, в таком дефиците, что опытнейшему мастеру пришлось работать с таким "проблемным" камнем из Бамбуйки, который изначально имел трещины, напряжения и т.д.

Иногда, любопытства ради, просматриваю разные аукционы, где есть "жады". Разъясните, пожалуйста, цвет нефрита "seladon" (видимо, от слова "селена" - луна), наиболее характерный для многих аукционных нефритовых предметов - это российский, в частности, Буромский нефрит?

И если основные запасы этого камня практически исчерпаны, откуда китайцы ухитряются "добывать" его при отсутствии собственных месторождений?

Аметистов, 21.06.2020

1. Много интересных вопросов задали.

2. Мастер работал сначала с двумя инструментами: подрезной пилой с дисками небольшого диаметра - 76 - 150 мм - с водяным охлаждением, сильный направленный источник света.

3. Сначала материал был вскрыт с наиболее трещиноватых сторон, чтобы была видна внутренняя структура трещин. Затем последовательно: изучение в свете + надрез.

4. Надрез, так как материал выпиливался КЛИНЬЯМИ. С "острием" каждого клина, направленным внутрь блока. Выламывать тонкие ламели после выпила можно, если конечное изделие высоко симметрично, например, просто ВАЗА без сюжетной резьбы. Такие работы делают на фрезерном станке. В случае сложной резьбы, практически все приходится делать вручную с применением хитрых "тисков" с движением по "ласточкиному хвосту". Подача осуществляется вручную. Водостойким фломастером или гравером делаются отметки "до какого места резать" с учетом кривизны пилы.

5. Чем больше времени затрачивается на "выпилы", тем меньше времени затрачивается на всю работу.

6. После удаления всех дефектных + ненужных ламелей мастер окончательно мысленно формирует сюжет резной части и приступает к работе камнерезным гравером с дисковыми - пильными и резьбовыми расходными "насадками".

7. Только в этом процессе окончательно формируется сюжет - вид дракона, его лап, гривы, диаметра сосуда и т.д. и т.п. И ВСЕ ЭТО ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ КОНТРОЛЕ СТРУКТУРЫ ТРЕЩИН на просвет. Но даже такой очень трудоемкий подход не позволил мастеру окончательно избавиться от трещин и "спаек" в нефрите - см. фотографии с участками "на просвет" №№ 2 и 3.

8. Подобная работа в династийные времена была невозможна. И даже сейчас она занимает от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от доступа к инструментам и мастерства человека.

9. Китайцы в пост-перестроечные времена успешно работали и у нас на (полу)брошенных фабриках Байкал + Иркутск Кварц Самоцветов. Кстати пильные станки там были метрические японские и сейчас лидирующей в этом деле фирмы Imahashi, был избыток хорошо вымученных алмазных порошков и паст на их основе, множество ультразвуковых станков, вибро и роторных галтовок, кабошонные копиры и т.д. Одна такая фабрика производила ювелирных вставок и других ювелирных изделий больше, чем все поделочные фабрики США сегодня. Поэтому китайцы на фабриках работали самозабвенно. Они такого обилия инструментов тогда еще не видели ...

10. Термин celadon легко переводится с английского как серо-зеленый. В английском языке множество цветовых оттенков, которые не находят перевода на русский в одно слово. Достаточно посмотреть в любой Кембриджский словарь с картинками или без. Естественно, что бамбуйский нефрит относится именно к нефриту celadon.

11. Такой нефрит действительно наименее популярный в Китае. Именно поэтому в Китай в период постперестроечного безвременья поставлялся в основном наиболее восстребованный зеленый нефрит с Оспинского месторождения и зеленые и почти белые речные окатыши Витимской группы месторождений. Речь идет о сотнях тысяч тонн. Причем зеленый нефрит поставлялся в основном без черных точек. Так как с черными точками зеленый нефрит поставляется в Китай в количествах 60-100 тысяч тонн в год из Канады.

12. Но РЕЗЬБОВЫМ является только речной нефрит, так как зеленый камень обладает высочайшей анизотропией механических свойств, что, конечно, не позволяет вырезать, например, голову дракона, как на представленных фотографиях.

13. Китайцы всегда ценили НЕ вскрытые окатыши, что привело к тому, что на их складах скопилось множество окатышей серо-зеленого цвета.

14. Китайцы умудрялись вывозить сотни тонн небесного камня из России еще во времена "Дэрсу Узала". На вьючных лошадях, без дорог. Закрыть этот трафик пытались удалось только Советскому правительству с 1970 годов самым правильным способом. Если движение нельзя остановить, его надо возглавить. 100 Тысяч тонн разного нефрита в год поставлялись МИНГЕО через отделение ТРЕСТА СКС Экспорткварцсамоцветы". Самое главное, что и бурятские селения имели средства к существованию, и СССР поддерживал правильно шагающий Китай, и Фабрики Треста СКС работали непрерывно по изготовлению колец и браслетов из нефрита. А то что получали свиную тушенку, циновки и бамбуковые изделия, так это было не главное. Главное - все люди при деле и с куском хлеба. В период безвременья, дела у всех обстояли хуже. И нефрит продавали недорого, и бурятские общины были в загоне, а на место государства пришли совсем другие структуры.

13. Так что celadon нефрит сейчас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО весь будет выработан. Быстро. Ведь ни в Канаде, ни в Новой Зеландии апокарбонатного нефрита НЕТ. Более всего пострадало именно местное население. Техника разукомплектована и сломана, пильные производства разорены из-за естественной убыли специалистов и невозможности поддерживать мутные по своему происхождению лицензии на разработку. Должны прийти специалисты. Их НЕ не хватает. Их просто НЕТ.

14. Мы можем ошибаться, но к celadon нефриту относятся прежде всего нефриты бамбуйского проявления и ципинского месторождения.

15. Был еще один нефрит для ажурной резьбы - улан-ходинский - яркий, яблочный, без черных точек. Но месторождение давноооо исчерпано. Есть еще приличный яркий апокарбонатный нефрит на Приполярном Урале. Но в целом пожинаем плоды слепой веры в торжество западных ценностей, в существование которых, продолжает верить 'большая часть человечества. Всем успехов.

Алексей, 21.06.2020

Искренняя благодарность за (не побоюсь этого слова) шикарный ответ, о котором спрашивающему дилетанту можно было только мечтать. Гранд мерси!

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 963 750 38 38 Дарья
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
Каменное сырьё:
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp, Telegram и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья