Каменный ритуальный нож. Админ: Культовые ножи китайских "сатрапов" ранних династий (Ся, Шан).

Алексей, 16.10.2018

Мое почтение, уважаемые эксперты! Хотелось бы с вашей помощью узнать, что за предмет на фотографии, Вещь абсолютно непонятная, ни камень, ни предназначение, ни время изготовления. Видимо, какое-то ритуальное предназначение у ножа было, местами он покрыт старым налетом, нечто вроде жирной копоти, но след на руке не оставляет. Камень твердый, иголка не царапает. По моему непросвещенному мнению, скорее всего Китай, Тибет или что-нибудь близкое. Но это лишь догадки, поэтому вся надежда на господина Аметистова. Заранее благодарю.

    
Аметистов, 18.10.2018

Основная трудность состояла в определении камня. Предположение о речном нефрите в соответствии с расцветкой было отвергнуто нами сразу, так как на "лезвии ножа" видна КРУПНО-ЗЁРЕННАЯ СТРУКТУРА камня. Такая структура камня может быть КАК следствием особенностей формирования камня в природе, в том числе и затвердеванием и метаморфными процессами в вулканических породах, так и окрашиванием камня в изделии в результате преимущественной диффузии масляных веществ в приповерхностные слои камня ПО ГРАНИЦАМ ЗЁРЕН. В любом случае это НЕ НЕФРИТ.

С другой стороны, наличие в ноже тонких, весьма непростых в исполнении на хрупком камне элементов резьбы свидетельствует (1) - о существенной прочности камня и (2) - об отсутствии в нем как микроскопических пор так и существенно разных по составу и свойствам элементов горной породы, характерных для магматических горных пород.

Наконец, "художественный стиль" исполнения "лица" - острые "индийские уши" и не совсем "китайские узкие глаза" говорят о присутствии "индийской или турецкой крови" в жилах азиатского народа, представитель которого и вырезал изделие из камня. Такими народностями - нациями являются ВСЕ народности Бирмы, Таиланда (Мьянмы) а также китайские и среднеазиатские уйгуры, и в меньшей степени, лаосцы, кхмеры и вьетнамцы. Что касается возможности "китайского исполнения" ритуального ножа, то поверить в нее сложно из-за отсутствия в сюжете ... дракона или намеков на последнего - когтей, хвоста, чешуи и прочего. Ведь дракон является неотъемлемым элементом любого культового китайского изделия. Это символ господства, власти и силы. Какой же нож без дракона?

Все наши рассуждения, впрочем не претендующие на истину в последней инстанции, сложились в следующие короткие вывода. Камень - изначально салатово-серый жадеит с прожилками альбита из долины Хпакан - Бирма. Нож многократно пропитывали желтым воском и маслами, чтобы усилить его "просвечиваемость". Процесс, однако, привел и к сильному пожелтению приповерхностных слоев камня а также к выявлению крупно-зёренной структуры жадеита. Резьба мастера из Бирмы или из одного из приграничных с Бирмой городов Таиланда, Лаоса или Китая - так называемого "Золотого треугольника" - центра криминальной коммерции героином и другими "тяжелыми наркотиками". Расцвет "Золотого треугольника" пришелся на послевоенное время 20-го века. Основными участниками коммерции были национальные меньшинства Китая, Бирмы, Лаоса, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. Эти люди всегда не могли и до сих пор не могут найти своего места в патронатно-клиентельной социальной системе Таиланда, Бирмы и Лаоса. Жесточайшая дисциплина азиатского наркотрафика не могла существовать без сильного культового восприятия иерархии нарко-организаций. Подобное изделие в виде большого жадеитового ножа для рубки сахарного тростника мы видели в одной из лавчонок на рынке в центре "Золотого треугольника" - приграничном тайском городе Мэ-Сай около известного моста (Friendship) через пограничную реку [Mae Sai Tachileik Market и Sai Lom Joy Market]. Сейчас это вполне современный азиатский город. С одним лишь исключением. Гигантский поток контрабандных товаров, пусть и не наркотического происхождения, по-прежнему кормит все население города. {Приличный (!?) цифровой фотоаппарат Cannon - не мыльница - стоит 20 долларов.} Кстати, особенности технологии резьбы по жадеиту ножа вполне соответствуют середине 20-века. Вещь современная, но, скорее всего, с историей. =

Алексей, 18.10.2018

С огромным удовольствием постоянно читаю Ваши комментарии на разные темы. Особенно впечатляют обзорные статьи. На некоторые вопросы отвечать далеко непросто. Но если не Вы, то кто??? Видимо, судьба у Вас такая - раз завели столько почитателей, приходится их образовывать. Огромное спасибо и за квалифицированный ответ, и за время, потраченное на его написание. Все понятно, все логично и обоснованно. Ну, а нож из жадеита путь лежит на письменном столе, вроде бы для разрезания бумаг. Хотя ножи для разрезания книжных фолиантов давно в прошлом, Здоровья и удачи.

Аметистов, 18.10.2018

Спасибо. =

Алексей, 22.10.2018

Добрый день! Набрел в интернете на статью, которая рассказывает об интересной археологической находке в США, но, тем не менее, имеет отношение к истории нашего культового меча. Называется "Китайский меч, найденный в Джорджии, свидетельствует о путешествиях китайцев в Северную Америку до Колумба". Вот краткая выдержка из нее:

В июле 2014 г. коллекционер-любитель нашел торчащий из земли китайский ритуальный меч на берегу небольшого ручейка в Джорджии.Артефакт длиной 30 см. - еще одно свидетельство того, что китайцы побывали в Северной Америке раньше Колумба.

Распознаны многочисленные символы и размер меча, которые являются типичными для раскопанных нефритовых объектов династий Си, Чжан и Чжоу. Фигурка дракона на лезвии типична для династии Шан, как и корона из перьев.

Гротескная маска Таоте - чудовища на кожухе и рукоятке ножей впервые появилась в период Лянчжу (3400 - 2250 г. до н.э.), но более часто встречалась во времена династий Шан и Чжоу - так считает доктор наук Сю-Лен ли."

В статье есть и снимки найденного артефакта. Мне кажется, что это еще одно подтверждение Вашего предположения о моем предмете и его происхождении. Эти ребята из "Золотого треугольника" взяли за основу своего культового символа старинный меч, модифицировали его под более современный облик, заменив традиционное восточное кривое лезвие. (Мечи с обоюдоострыми лезвиями, направленными вниз - на многих почетных знаках современных силовых структур). И в 20 веке по их заказу был изготовлен каменный (жадеитовый) меч, который не являлся тупой подделкой или копией древнего артефакта, а модернизированным вариантом древнего символа. Всех благ Вам.

    
Аметистов, 22.10.2018

Алексей, Ваша интернет находка очень интересна. Однако, после прочтения Вашего текста мы уже не стали бы сильно настаивать на высказанном ранее предположении происхождении ножа "из Золотого треугольника". А вот строго Китайское происхождение Вашего артефакта, как и артефакта из США мы не поддерживаем. Кроме того, изображение дракона на ноже из США нам кажется не очевидным. Но это все интуиция, то есть из разряда ВЕРЫ. А вот, что мы считаем фактами.

1 - На ноже из США отчетливо видны признаки ЕСТЕСТВЕННОГО состаривания и утраты отдельных компонентом горной породы в приповерхностных слоях изделия. Такое состаривание могло произойти в результате долговременного нахождения ножа как в щелочной так и в кислотной почве.

2 - Нож из США без сомнения сделан из ЖАДЕИТА, но из голубовато-серого жадеита с высоким содержанием белого альбита. Подобная горная порода совсем не характерна для Бирманского месторождения, но соответствует Хакасскому месторождению в России и, главное, месторождениям самих США. Попросту говоря, такого жадеита ни в Бирме, ни в самом Китае НЕТ. =

Алексей, 22.10.2018

Если я понял правильно ход Ваших рассуждений, то Вы не исключаете возможность происхождения, хотя бы гипотетическую, как одного, так и другого предмета за пределами Китая. Предположим, в Латинской Америке, где местные индейцы с древних времен обожают перья, ножи и всякие побрякушки. В том регионе много интересных находок, в том числе, каменные культовые ножи. Зацепившись за "китайскую тему", я упустил, что мой нож не вывезен из Поднебесной, а он оказался у меня в результате обмена с московским приятелем. Так что он мог быть прибыть откуда угодно. То, что у Вас возникли сомнения - дракон ли это на лезвии - разделяю полностью. Как на одном, так и на другом ноже эти звери больше похожи на культовых китайских птичек, правда, слегка ощипанных. Да, еще деталь - в статье камень, из которого изготовлен нож, идентифицирован как "лизардит, сильно изношенный, что говорит о большом возрасте изделия" Но раз Вы определили его как жадеит - Ваше суждение не подвергается сомнению, во всяком случае, с моей стороны.

Желаю Вам всего доброго и прилагаю логотип сайта Ancient Mongolia, где я обнаружил статью о Китае и Америке. Там много всякой восточной и античной всячины. Вдруг пригодится?

.

  
Аметистов, 22.10.2018

Мне очень стыдно за американцев, но твердость лизардита меньше твердости родственного серпентинита и составляет всего 2.5 по шкале Мооса. Это ж надо быть такими НЕ специалистами, чтобы предположить, что из лизардита можно что то вырезать и даже нанести узоры и отполировать. Как говорят те же американцы Bred of the sive cable - надеюсь на проницательность перевода. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ материал с твердостью выше 5-ти. Иначе он рассыпется при одном касании инструмента. Ладно, что с американцами творится разберемся позже.

Про китайское происхождение. Американцы ПОХОЖЕ правы в отношении не китайского происхождения лица - это лицо чудовища - "гротескная маска Таоте" (?), то есть на рукояти изображен действительно НЕ китаец. Что такое чудовище с человеческим лицом в представлении одной нации. Вне всякого сомнения это человек кардинально другой расы или национальности. ("Ликом чёрен ..." - питается человечиной и т.д.). Вот откуда у Таоте лицо ... индейца, индийца или еще кого-либо, кроме азиата. Так что заставило очень скрытных и закрытых китайцев вырезать совершенно чуждые им образы на ножах? Ничто не может заставить это сделать китайцев. Сюжеты и символы строго определены тысячелетиями: Лягушки, драконы, крючки, инь/янь, персики, птицы, курицы, рыбы, рыбьи хвосты, чешуя, аисты, мельница, летучая мышь, треугольник, лотос, и прочая и прочая [все можно прочитать на сайте в примечаниях к культовым изделиям из нефрита https://redkiekamni.ru/kamni/ukrasheniya/kultovie/ ]. Но такие извините образы будут отталкивать любых китайцев, которые внутри все суеверные до сих пор. Это нация совершенно замкнутая в себе, которая (сейчас) скрытно от всех строит так называемую Среднюю Империю. Если и был Таоте, то никак не на культовых ПРИЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ изделиях. Ну правда. Все китайские культовые изображения всегда мягкие и округлые, с гораздо более тонким смыслом чем испугать и убить. Полагаю, что если это и китайский нож, то исключительно ПО-ГРЕ-БАЛЬ-НЫЙ. Да и то, не всяк китаец захочет похоронить родственника с таким ножом в гробу. Тут что то не так. Не являясь вообще специалистом по истории жадов (здесь слово употребляется как камнерезная культовая фигурка в основном вырезанная из речных нефритовых, жадеитовых и кварцитовых речных и аллювиальных окатышей), Вашему покорному слуге пришлось прочитать множество книг по жадам с массой фотографий с точки зрения горных пород, использованных для резьбы. Ну не было среди десятков тысяч просмотренных жадов и намека на подобное не китайское лицо с острыми ушами. Это изображение другой культуры, чуждой китайцам. Так что, уверен, нужно рыть дальше и, главное, глубже. То есть, не так как с лизардитом. Да уж ... А еще всемирную выставку в Туссане проводят. Смех и грех. Однако и здесь на истину в последней инстанции не претендуем. =

Алексей, 22.10.2018

Ваши выводы и заключения интересны, поучительны и познавательны. Американцы (и китайцы тоже) заслуженно посрамлены как геммологи.

Древний мир полон загадок и не спешит их раскрывать. Конечно, я посмотрел (не впервые) Ваш сайт по символике и вспомнил, что у меня есть нефритовое (?) украшение примерно такого типа. Разъясните, пожалуйста, что оно означает - священный гриб? Что-то еще?

К вопросу об острых ушах, страшных масках и т.д. Несколько лет назад я прочитал о неолитической культуре Сансиньдуй -сенсационные находки на территории Китая. Китайцы очень возились тогда с этим открытием, даже музей открыли, фильмы сняли. Обнаружены, в основном, бронзовые изделия, причем большого размера, а также нефритовые фигурки. Странные лица, странные обличья, непонятно, откуда взялись и куда исчезли. Прилагаю фото нескольких загадочных предметов, хотя не сомневаюсь, что Вы осведомлены и об этой загадке цивилизации. Заранее спасибо.

        
Аметистов, 23.10.2018

Об "ЭТОЙ" загадке цивилизации не осведомлен, но понятно, что речь идет о "пришлых" для древнего китайского общества людях, отождествляемых со все теми же чудовищами в человеческом обличье Таоте, или еще с какими то недругами древних китайцев. Речь, скорее всего, идет об агрессивных нациях - завоевателях - предках Османской Империи или о Поданных Великих Моголов. Вот их воины выглядели именно так, как показано на большинстве снимков и на каменных "кинжалах". Поддерживаю сентенцию о том, что эти люди "не известно, откуда пришли, и куда ушли". Однако, ясно, что эти лица напрямую к китайской культуре НЕ ОТНОСЯТСЯ. То есть, возможно, события в "местечке" или во "времена" археологических артефактов Сансиньдуй происходили вполне понятным образом. Пришли люди с Кавказа (предки османов - турков) завоевали несколько китайских провинций (деревень) заказали свои изваяния. Затем были выбиты или ушли сами. С китайцами же совсем не просто ужиться. Собственно все эти теории и описаны в интернете по запросу Сансиньдуй. Хотя опять же, не только руку на отсечение не дам, но полагаю, что и возможный спор здесь неуместен, так как, входили в китайское общество "страшные люди с лицом завоевателей" или не входили, это ИСТОРИЧЕСКОЙ науке точно известно не будет. Последняя, особенно в наше время, претерпевает настолько коренные изменения, что события двадцатилетней давности трактуются по десяткам разных версий. Ну а уж китайцы вертят своим прошлым как хотят. =

Что касается культовой подвески из белого очень дорогого кавоктинского нефрита, то мы "разглядели" там рыбу, два персика, "параллельные инь и янь", и НЕ разглядели, возможно, множество других символов. Но "крючки" отсутствуют. Так что подвеска предназначена для ношения глубоко и навсегда семейной женщиной из современной богатой китайской семьи. Года преклонные (белый цвет способствует полному очищению перед новой жизнью или не жизнью). =

Алексей, 23.10.2018

Большое спасибо - с Вами так интересно и познавательно!

Алексей, 24.12.2018

Добрый день, уважаемые эксперты! Поскольку благодаря господину Аметистову тема ритуальных нефритовых (жадеитовых) ножей была обсуждена весьма подробно, я решил добавить это сообщение с надеждой на то, что неожиданное продолжение темы вызовет у Вас, истинного знатока истории и культуры Китая, некоторый интерес. Дело в том, что человек, у которого я приобрел каменный нож в результате обмена, вскоре предложил еще два - якобы из той же старой коллекции. Решил забрать и их. Эти предметы отличаются от первого - ручки одинаковые, за исключением того, что первый человечек держит в руках круглый диск, второй - нечто, похожее на домик, третий - на кубик Рубика. И у одного ножа лезвие кривое. В интернете попытался что-нибудь найти по этому поводу, обнаружил лишь утверждение, что "в Китае было два основных типа мечей - Дао - с массивным изогнутым однолезвийным клинком и меч Дзянь - прямой обоюдоострый. Первые мечи были из нефрита и служили чисто ритуальным атрибутом - символом войны при отправлении воинских обрядов".

Прилагаю совместный снимок трех ножей. Желаю всего хорошего.

  
Аметистов, 29.12.2018

Прошу прощенья за занятость в предпраздничной суете и задержку ответа. Кроме того пришлось долго исследовать чужие мнения в интернете, что было, с одной стороны и как обычно весьма полезно, но, с другой стороны, ничего кардинально нового подобные изыскания не выявили.

1 - Действительно, в Китае лишь один центр ЭКСПОНИРОВАНИЯ и, возможно, только один центр продолжения традиций РЕЗЬБЫ ПО КАМНЮ и ЛИТЬЮ ИЗ БРОНЗЫ скульптур, фигур и культовых изделий с НЕ ТИПИЧНЫМИ для КИТАЯ лицами культовых персонажей. Изначально это "административный район" с центром в (современном) китайском городе ЧЭНДУ [бывшем странном анклаве периода РАННЕГО бронзового века в Китае 3500—2000 гг. до н. э.].

2 - Анклав - а более подходящего название данному локальной ограниченной территории жительства представителей не коренной нации мы не нашли = находился в местечке Sanxingdui (современный центр Чэнду).

3 - Анклав был территориально приближен к южным неспокойным границам империи. Населяющие его представители не коренной национальности (ВНИМАНИЕ!) были, скорее всего были ПРИГЛАШЕНЫ (!!!) императорским домом самой древней доисторической китайской династии Ся (2000 лет до н. э.). Семья только что народившейся первой династии должна была закрепить свою власть, а инструментов не было. Тогда были наняты и приглашены на оседлое проживание представители так называемой

Хараппской цивилизации = потомки индийцев, пакистанцев и афганистанцев, которые жили на ТОГДА залесенной территории современного ... АФГАНИСТАНА. Самой характерной особенностью этой нации являлись сильно оттопыренные уши (тогда) и прямые носы, концы которых опускались сильно ниже ноздрей и даже ниже двух симметричных носовых складок по обе стороны от носа. На фотографиях показаны лица афганцев. На первой фотографии - еропеизированного, а на второй фотографии - современного жителя территориального горного аппендикса - Гиндукуша в Афганистане. Эта народность называется "калашами". Интересно, что оттопыренные уши "сошли на нет" в результате много тысячелетнего ношения тюрбанов и плотных женских платков пенджабов. А вот носы и сильно выраженные надбровные дуги остались. Остались, конечно, и буддистские потомки хараппов с сильно оттопыренными ушами - особенно в северных провинциях Бирмы (Мьянмы). Надеемся что один из самых красивых Лауреатов Нобелевской премии Aung San Suu Kyi не обидеться на размещенный нами ее портрет (третья фотография).

4 - Даты существования Хараппской цивилизации, китайской династии Ся (вместе с описанием ее относительной беззащитностью и частичной несостоятельностью) совпадают.

5 - "Хараппы" - будем вульгарно называть их именно так, служили в охране императорского двора (но никогда небыли евнухами, по понятной причине), скорее всего были приглашены на службу ВСЕ из целого района, скорее всего это и был Афганский горный анклав Гиндукуш, с его пограничным центром вблизи озера Хандуд (сравните с Чэнду) и локальным исчезнувшим поселением вблизи озера Санди (сравните с Санксидун), в пограничном с Гиндукушем Пакистане. Не исключено, что оба или одно из этих названий географических мест традиционного заселения древними людьми (у воды) предопределили как древнее название локального поселения "хараппов" (Санксидун) так и/или последующего (Чэнду).

6 - Служба в охране императорского двора не требовало большого количества воинов. По различным источникам количество охранников императорских дворов самых первых династий не превышало 500 мужчин.

7 - А вот для куда более важной службы - "фискальной" требовалось по крайней мере многие тысячи человек. Императорские советники быстро сообразили, что самыми лучшими слугами являются воинственные иностранцы, отлично владеющие холодным оружием, луком, преданные и не ценящие жизнь не понимаемого ими коренного китайского населения.

8 - "Харапп'ы", они же на русском сатрапы - наместники персидского царя (khshatrapâ, английская транскрипция персидского-иранского слова) в принадлежащих ему провинциях выполняли три функции: охрана, перевозка собранных податей (денег, скота и драгоценных металлов) и охрана императорского дома (домов) и домов наместников.

10 - К ножам. Конечно первые ножи были выполнены из бронзы. Но и из бронзы они отливались и изготавливались таким образом, чтобы сразу можно понять, к какой именно из служб приписан "харапп", которого теперь на русский манер мы будем называть сатрапом. Домик в руках - кинжал охранника дома его императорского величества - кривой кинжал восточного типа. С такими кинжалами и пришли на первую службу охранниками люди с Юго-Востока.

Свиток со строчками - кинжал сборщика податей (собирали и тогда по спискам, пусть и не по компьютерным ...).

Наконец деньги - типичная китайская монета с дыркой. Если на кинжале изображена монета, то он принадлежит сатрапу из казначейства = охрана и перевозка денег и драгоценностей. В том числе и культовых.

11 - Вполне возможно, что культовые кинжалы, на фотографии, сделаны много позже, позже на тысячу - две лет. Но форма этих знаков отличий инородцев - безжалостных охранников и собирателей податей переданы с потрясающей точностью и традиционностью. Взять хотя бы фотографию "американского ножа" из серого жадеита, обогащенного углеродом. В руках у сатрапа "охраняемый" домик, а лезвие ножа носит выраженный "восточно-арабский" вид.

12 - С течением времени острота лезвий кинжалов сатрапов потеряла свое значение. Собирать налоги для поздних императорских династий стало легче. Так что кинжалы, которые теперь стали драгоценными (жадовыми = из нефрита и жадеита), сначала превратились в знаки отличия, а затем и просто стали культовыми украшениями. Возможно древними подарками ростовщикам-банкирам, охранникам - воинам, ну и, конечно, всем государственным служащим. Ведь в некотором смысле они все ... сборщики податей.

Post scriptum: Скорее всего чудовище Таоте и есть воплощение имиджа сборщика податей. Ведь во времена династии Ся это была ЕЩЁ единственная и самая могущественная "силовая структура" древнего Китая. Ну а что могло быть для вечно замерзающих от холода и голодных китайских крестьян СТРАШНЕЕ? Только он харапп - сатрап, которому все равно, которому никогда нельзя ничего объяснить. То ли не понимает, то ли не хочет ничего понимать. Появление в крестьянском дворе чудовища Таоте по-видимому и считали страшным несчастьем. Однако, любые аналогии здесь не уместны. Это всё они, китайцы. =

      
Алексей, 30.12.2018

Огромная Вам благодарность за интереснейшее сообщение. Как всегда - глубокий знания, элегантное изложение, безупречная логика. Искренне ценю Ваши комментарии, которые превращают мои "непонятные, загадочные штуковины" (к которым я имею слабость - стремление узнать - а что бы это значило?) в осмысленные предметы и придают им законченное содержаие.

Поздравляю Вас, уважаемый (и неподражаемый) господин Аметистов, и Ваших коллег с Новым, будем надеяться, счастливым годом, желаю здоровья, счастья, благополучия и успехов. И еще отдельное спасибо за Ваше терпение в обучении своих читателей основам геммологии и других наук. Ваш преданный читатель-почитатель.

Аметистов, 30.12.2018

Спасибо. И Вас с Наступающим Новым годом =

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ!!!
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Мария
8 966 340 00 30 Дарья

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Мария
8 968 750 10 00 Татьяна
8 966 340 00 30 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи!
Каменное сырьё:
8 968 750 10 00 Татьяна
8 966 340 00 30 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ


8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Мария
8 966 340 00 30 Дарья
8 968 750 10 00 Татьяна