Двуликий попугай. Админ: Старый китайский "карвинг-жад" из льдистого кварца и скарна

Алексей, 13.08.2019

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Решил Вас побеспокоить вот в связи с чем. В моей небольшой коллекции каменных изделий из Поднебесной появился новый предмет - попугай. Из небольшой антикварной лавки, происхождение неизвестно, вроде бы принесла старушка и поставила на комиссию. Цена была гуманная, и поскольку попугай выглядел самонадеянно, чванливо и глуповато, я решил приютить дурную птицу. Тем более, что и вес солидный, не хуже чем у курицы - около килограмма.

Не стал бы Вас донимать обычными вопросами, но дома, когда рассмотрел приобретение повнимательней, возникли мысли, которыми хотел бы поделиться.

Предмет любопытный - состоит как бы из двух камней, поэтому и производит впечатление "двуликого". Одна сторона - твердый камень, более прозрачный и тщательно обработанный мастером (нефрит?жадеит?). Другая - белый камень, местами окрашенный железистыми окислами(?). Причем при сравнении видно, что окрашенная сторона как бы частично стерта. Как случается со старинными медными иконами, которые бабки к праздникам начищали до блеска толченым кирпичом.

Следы потертости заметны и на "парадной" стороне, но не так отчетливо.

И возник вопрос - может ли быть так, что попугай довольно долго пробыл в воде и потертости возникли естественным образом, трением о другие камни. В пользу этой версии говорят маленькие камешки - мини-окатыши, застрявшие намертво в пазах камня. И второе: сначала я решил, что вещь долго провалялась в воде на одном боку рядом с железистыми компонентами, и именно этот бок окрасился. А потом пришел к другому выводу - воздействие окрашивающих компонентов оказывалось на все изделие, но белая, более мягкая часть впитала краску, а твердая - отторгла. И в этом же причина того, что окрашенная часть стерлась значительно сильнее, чем другая, твердая.

Был бы признателен Вам, если Вы подтвердите или опровергните - полностью или частично мои заключения. И, конечно, очень ценно Ваше заключение о камне. С благодарностью...

    
Аметистов, 17.08.2019

Браво, Алексей. Как материаловед Вы практически уже и состоялись. "Вещь" просто шикарная, так как, полагаем, что оооочень старая. Возможен возраст и 50 и 200 лет. "Веруем", что возраст изделия не менее 70 лет. Поясним.

1 - Эта статуэтка называется никак иначе как 玉 - он же йю, он же жад, он же нефрит, он же жадеит, он же еще 200 разных понятий в китайском бытие, среди которых одно нужное нам: культовое, (то есть говорящее, охраняющее, способствующее и т.д.) интерьерное украшение из РЕЧНОГО ОКАТЫША). Китайского толком не знаем, но выхватываем из длинного списка значений иероглифа 玉 совершенно точное значение .... Так как читали по этому поводу много книг на почти родном английском. А почти родной этот язык потому, что нас не собьет даже неправильный перевод и трактовка термина European values, который вместо наиболее верного перевода как "Европейский уровень [жизни]", навязывается нам как Европейские ценности, а последние входят в эти самые European values исключительно как 1-5% составляющая ... А все остальное в European values это колбаса, пиво, авто, теплые сортиры, высокие цены, чванливость бюргеров, доносы на ближних по пустякам, скупость до сумасшествия, терпимость к другим национальностям только как к возможным разнорабочим и прочее. Однако никто из ценителей, продвигающих эти самые ценности, дурного перевода не заметил. НИКТО здесь не только отдельные известные личности, но и целые партии и даже страны. Так что здесь на Вашей фотографии изображен ЖАД в одном из его многочисленных значений = резная скульптура из речного окатыша. Теперь о камне как таковом.

2 - Культура резьбы камня в китайском понимании заключается в том, что ДО резьбы камня человеком, причем единственным мастером, камень должен быть испытан на прочность самой природой. Лучше места такого испытания, чем горная река, представить нельзя. Так что в СТАРЫЕ ВРЕМЕНА все речные окатыши из бассейна реки Витим, Иркут и других находили свое использование в резных работах китайских мастеров. причин такой неразборчивости мастеров было много: отсутствие знаний, ограниченность выбора небольших окатышей, которые могли перевезти через границу, а также невозможность отличить нефритовый апокарбонатный окатыш от окатыша самого карбонатного скарна или от льдистого кварца. Почему? А потому, что опять же культура резьбы такова, что вскрытый окатыш теряет до 80% рыночной цены, так как его культовая сила теряется практически полностью. Например, окатыш нефрита стоит во много раз дороже скальника. Ведь последний мог быть сколот из жилы человеком, а не природой. А над окатышем всегда трудилась исключительно природа. Окатыш, использованный для резьбы птицы, действительно состоит из двух частей. Одна часть (светлая), это плотный льдистый кварц, которого очень много в реках Иркутской области и Забайкалья (Бурятии). Вторая часть это карбонатный скарн, состоящий из множества Ca-содержащих минералов в том числе и кальцита. Льдистый кварц почти не окрашивается ржавчиной из речной воды, а пористый скарн прокрашивается окислами железа практически "насквозь". Обе эти горные породы в изобилии встречаются в Сибири, а льдистый кварц встречается и в реках и аллювии Китая. Льдистый кварц обрабатывается трудно (Тв=7), но зато он отлично принимает полировку. Скарн (Тв=4-6) режется легче, но полируется гораздо хуже. Все эти особенности обработки разных камней отлично видно на фотографиях двух сторон птицы.

3 - Возраст изделия. Льдистый кварц плохо принимает "железистую речную патину". То есть, он не прокрашивается на глубину даже до сотых долей миллиметра. Скарны и подобные пористые породы прокрашиваются на глубину сантиметров и более. Было бы время .... Из первой фотографии видно, что льдистый кварц занимает и б'ольшую часть второй половины птицы, которая только кажется желтоватой. Просто мастер использовал толстую корку скарна на кварцевом окатыше. Главное, что входит в противоречие с предположением о новоделе, это именно использование для резьбы и льдистого кварца и мягкой породы. Жады из мягкой породы вырезались в Китае в "династийные времена". Изделия из ярко-белого льдистого кварца изготавливаются в Китае и сейчас. Но последние по сравнению с более технологичным нефритом и жадеитом очень дороги, и, в основном как раз и используются для имитаций древних изделий (кстати в основном для создания скульптурных образов белых птиц - мандаринских уточек). Интересно также, что льдистый кварц для небольших имитаций древностей добывают все здесь же. В России. В частности в реке Иркут и ее притоках. Но в основном гигантский объем имитаций древних жадов вот уже 70 лет основывается на использовании зеленых и светлых апокарбонатных нефритов. ПРИЧЁМ слои мягкого скарна НИКОГДА не используются "внутри и снаружи каменного сюжета".

Далее. Железистый кальцитно/фтористый осадок на поверхности (речная или почвенная патина) не удается нанести за несколько дней. Для такого выстаривания нужны годы и годы. Частично утраченная НЕПРОЗРАЧНАЯ пленка не есть результат БЫСТРОЙ химической реакции, а результат осаждения кальций или фтор-содержащий солей. Провести такой процесс быстро (за месяцы) можно, но достаточно сложно. Обычно возрастной слой наносится путем химической реакции преобразующей основной состав камня в другое химическое соединение. В любом случае такого мастерства "имитаторов", если это имитаторы, мы никогда не видели. Но главное, это камни "до массового нефритового китайского периода", то есть, до начала массового экспорта и контрабанды камней из ... СССР - 1955-1960 гг. Руку на отсечение не дадим, но "уверенность и вера" - слова однокоренные.

Использованные для резьбы инструменты: абразивные круги и гравер. Возможны как с электрическим, так и с ножным приводом.

4 - Сюжет. С нашей точки зрения это мандаринская уточка. Дарится с пожеланием найти свою пару, нерушимую любовь, семейное счастье. Одна уточка дарится с пожеланием НАЙТИ, а две уточки дарятся ПАРЕ с пожеланием не расставаться и сохранить любовь. На этой уточке множество крючков, символизирующих поиск пары. Птица из двух разных горных пород вряд ли имеет отношение к культу Инь-Ян, так как у "половинок" нет разнонаправленности, а птица является олицетворением только начала Ян. =

Алексей, 18.08.2019

Искренне благодарю Вас, уважаемый господин Аметистов, за столь прекрасный и информативный ответ. С огромным удовольствием, как роман, всегда читаю Ваши рассуждения и заключения, и не только о камнях. Что касается European values - полностью с Вами согласен, поскольку имею многолетний опыт пребывания и общения, причем с годами, ситуация на континенте, похоже, совсем не улучшается.

А про камни и историю "жадов" - спасибо за науку, стараюсь не только воспринимать, но и запоминать уроки. Вы без труда разоблачили "трансгендера" - моего двуликого попугая, при внимательном изучении оказавшегося "мандаринской уточкой". Рад, что она Вам приглянулась. Похвала невероятно компетентного (уж простите, и весьма ехидного, судя по некоторым ответам на форуме) эксперта дорогого стоит. Всех благ.

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ!!!
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Мария
8 966 340 00 30 Дарья
8 966 340 00 30 Дарья

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Мария
8 966 340 00 30 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи!
Каменное сырьё:
8 968 750 10 00 Татьяна
8 966 340 00 30 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp и Viber:
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ



8 963 750 34 34 Елена
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 38 38 Мария
8 966 340 00 30 Дарья