Воздействие света на цвет топазов. Админ: Есть множество статей на сайте и сообщений на Форуме.
Артем, 06.02.2019
Интересует устойчивость цвета у топазов к воздействию света.
Насколько топазы подвержены «выгоранию» на солнце и при обычном дневном или искусственном освещении. Какой цвет у топазов наиболее стойкий и наоборот. Также интересует устойчивость цвета топазов радиационно облученных (человеком) по сравнению с природными. Отличаются ли топазы схожих цветов, но с разных месторождений, в частности бразильские и волынские, в цветовой стойкости.
Заранее благодарю за ответы. С уважением.
Аметистов, 06.02.2019
В основном ВСЕ заданные Вами вопросы подробно освещены на Форуме и в статьях на сайте. Ищите в разных разделах. Ниже мы приводит ответы на некоторые Ваши вопросы, которые в наших предыдущих комментариях ответа не нашли.
Наиболее стойкий цвет у термически обработанных голубых топазов, так как эти топазы после облучения (гамма излучением и/или нейтронами в природе или ускорителях были термически обработаны при высокой температуре или вылежались (в природе при низкой температуре в течение миллионов лет). Оба процесса природный и искусственный эквивалентны друг другу. Высокая температура обработки облученных топазов эквивалентна вылеживанию при менее высоких температурах в течение миллионов лет.
Топазы, которые вылеживались в природе после их облучения окружающими их радиоактивными минералами при ОБЫЧНЫХ температурах земной коры (около 0-10 град С), приобретают после вылёживания КОНЕЧНЫЙ песочный, винный и другие достаточно бледные цветовые оттенки (Нигерия - плато Джос и Украина - Волынь). Однако, не все однозначно и просто в формировании цвета топазов. Процессы формирования цвета регулируются в минералах не только скоростью диффузионных процессов, но спектром остаточных фоновых примесей, которые могут образовывать ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ОКРАСКИ в камнях как самостоятельно (Марганец = хромофор розового цвета в топазах, которые без пленочного покрытия очень редки и дороги), так и за счет комплексообразования с радиационными точечными дефектами. Последний случай реализуется в облученных в природе и долго "вылежанных" топазах с месторождения Оуро Претто (Минас Жерайс - Бразилия). В топазах с этого месторождения фоновой примесью является не только марганец, а множество металлов переходной группы, которые при своих незаполненных электронных оболочках обычно и являются типичными хромофорами во всех минералах. Атомы переходных металлов могут принимать участие в формировании цвета топазов как самостоятельно, так и в составе комплексов точечных дефектов.
В целом же как расцветки специально не обработанных топазов, так и механизмы формирования оттенков камней СО ВСЕХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ аналогичны, хотя и остаются мало изученными на атомно-концентрационном уровне. Причина последнего - не достаточные статистически плохо выверенные знания о примесных спектрах камней с разных месторождений.
Однако, некоторые выводы о некоторых закономерностях можно сделать и сегодня. Так понятно, что самое неоднородное распределение остаточных примесей наблюдается в волынских камнях. Иначе не удается объяснить часто встречающуюся голубую-винную полихромность этих топазов. Очевидно также, что наиболее высокую концентрацию фонового марганца содержат камни из Оуро Претто. Практика нашей работы также показывает, что наибольшее количество НЕ ОБРАБОТАННЫХ винных и голубых (Sky Blue) топазов поступает в настоящее время из Нигерии, в то время как наиболее богатые в прошлом (старые) месторождения Бразилии и Украины (не индустриальное месторождение) сильно истощены. =