Какие камни встречаются реже всего?

Александр, 24.01.2016

В интернете море статей на тему «10 самых редких ювелирных камней», где обычно перечислены пейниты, таафеиты, мусгравиты, еремеевиты, бенитоиты, красные бериллы, пудреттеиты, серендибиты, грандидьериты, александриты ну и красный алмаз. Иногда что-то добавляется, что-то убирается. Насколько этому перечню можно верить и что бы Вы в него добавили?

Мне очень понравился Ваш материал на тему жадеита, его маркетинга и разогревания цен благодаря китайским нуворишам. Отсюда и вопрос, может быть, какие-то камни в перечне явно лишние или нуждаются в уточнениях (например, пейнит по-настоящему редкий камень, но хороший экземпляр должен быть красно-коричневого, а не чёрного цвета и т.п.), а каких-то там не хватает?

Заранее благодарю за ответ, Ваше экспертное мнение и эрудиция очень ценны

Аметистов, 24.01.2016

Александр, спасибо за продуманный, "не новичковый" вопрос.

Во-первых, с нашей точки зрения, Вы совершенно правы в том, что касается "цветовых" и других нюансов редкости драгоценных камней. "Дьявол" кроется действительно в деталях.

Начнем с пейнита. Пейнит последние (примерно) пять лет не является топовой редкостью. Существует месторождение в скарнах в Могоке, Бирма, где эти крупные, до 5 карат камни добываются сейчас во множестве. Все они достаточно совершенны, но есть подвох, у них почти один и тот же цвет: черно-красный (см. пейнит на нашем сайте артикул 6760). Когда местные бирманские старатели поняли,что этот невзрачный камень можно сбыть, то его начали добывать как в коллекционной форме так и в виде ограночного материала. Гранят в приграничных городках Тайланда. А вот оранжевый, ярко-красный пейнит по-прежнему очень редок. По-прежнему очень редок мусгравит, а вот редкость таафеита, по крайней мере бирманского упала. Этот камень образуется на стартовых стадиях формирования минеральной цепочки таафеит - шпинель - корунд.

А вот образование цинк-содержащего мусгравита это редкость. Сам цинк достаточно редкий элемент в земной коре. Чем больше химических элементов входят в состав камня, чем выше редкость этих элементов, тем ниже вероятность образования редкого минерала. Конечно, есть еще химическое сродство, фактор температуры образования и другие факторы, но главное это математическое ожидание - грубо это перемноженные доли элементов в земной коре : 0.0001х0.00003х0.07 и т.д. Чем меньше эта величина, тем реже камень с таким химическим составом.

С нашей точки зрения, весьма кстати предвзятой и спорной, наиболее редкими камнями сейчас являются голубой грандидьерит, ярко-голубой серендибит (а не черно-синий, которого много в скарнах Могока) и оранжевый йохачидолит. Имеются и другие мнения.

Еще об одном, о чем, правда не спрашивали. В свое время грек-американец, живущий в Тайланде, Теодор Темелис, который не преуспел в коммерческой продаже собственно камней и занялся обучением геммологии, производством печей для обработки и др., обратил наше внимание на то, что коллекция из редких камней может быть совсем не редкой, а набор не самых редких камней может оказаться единственным в мире. Наши дискуссии касались тогда возможности заработать на коллекционировании путем продажи коллекции какому нибудь музею, других покупателей на рынке пока нет. Музею США, разумеется. В то время Темелис только что продал свою коллекцию из Могока. Он рассказывал, что оферта сработала только после того, как до музея была ясно доведена информация о том, что подобный набор единственный, так как все из одного месторождения. Месторождения с одной "геологией". Конечно, говорить сейчас о возможном становлении коммерческого коллекционирования в России не приходится, но думать об этом точно пора. Вот, что бы мы собирали в случае коллекционирования. Камни мира с эффектом изменения цвета (их тысячи видов), можно сильно заузить - камни с обратным александритовым эффектом (пять - шесть видов). Можно сделать коллекцию из опалов с разным размером глобул. Можно ограничиться лишь камнями с драгоценной иризацией. Даже америкосы не устоят. Ведь внимательное изучение ихних джиашных трудов говорит о том, что гениев там мало, в основном узко мыслящие ремесленники, да и собственный пафос играет с ними злую шутку. Ну ... это и у нас "проклевывается". Так что скорректируйте тему коллекционирования. Сделайте Вашу коллекцию не просто редкой - единственной в мире, самой дорогой и не только для Вас самого.

Еще нюанс, нужно очень хорошо понять физический эффект вокруг которого и будет осуществляться коллекционирование.

А рассуждать в интернете о том, какой камень более редкий, можно только если фантазии совсем нет. Вот и трудятся корреспонденты на этой ниве. Будьте уверены, эти списки о рейтинге редкости большого смысла не имеют. С уважением и пожеланиями успехов и раздумий. Тогда и удача будет приходить регулярно.

Александр, 25.01.2016

Мусгравит действительно крайне сложно найти и тот образец, который представлен в Вашей коллекции, поистине шикарен! А вот про цвет грандидьерита у меня вопрос - тот, который представлен у Вас, он того голубого цвета, о котором Вы говорили, или всё-таки более зелёного? И аналогичный вопрос по еремеевиту - они бывают жёлтыми и голубыми, какой цвет является предпочтительным или более редким (при прочих равных) либо для еремеевита это неважно, просто он бывает и такой, и такой?

Про определение темы в самом начале сбора коллекции уяснил, буду читать. думать, тут пока сильно не хватает фундаментальных знаний.

Аметистов, 28.01.2016

Приятно получать вопросы не от любителя, а от специалиста.

Мусгравит не только трудно найти, но и трудно отличить от таафеита. Это тот редкий случай, когда нужны редкие приборы - Рамановский спектрометр. Но случай очень редкий и без спектрометра можно обойтись. Любой электронно-зондовый метод хим анализа подойдет. Таких приборов полно на электронных предприятиях. Нужно просто определить присутствие цинка. Если без приборов, то отличие тоже можно определить - у мусгравита всегда есть признак этого цинка - серый оттенок полированной поверхности граней и некоторая зеленоватость объемного цвета. (На нашей фотографии этого не видно, но все это есть. Глаз обладает гораздо более высоким спектральным разрешением, да и материнская плата здесь поглавней). У мусгравита также больший блеск и более высокая отражающая способность этих самых граней. Мы считаем это, как раз из-за цинка. Почему так считаем? По аналогии с ганитом - цинковой шпинелью. Там эффект такой же.

Наш грандидьерит сильно дефектен и мал. Но бирюзово-голубой оттенок крсивого цвета передает правильно. Цвет грандидьерита похож на насыщенный цвет аквамарина - зеленовато-голубой.

Еремеевит тоже в первой пятерке настоящих редкостей. Первый и именно голубой был найден в Таджикистане на Памире. Говорят, что увидели его прямо на небольшой горной площадке после вынужденной посадки вертолета с геологами. Была большая друза ярко-голубых еремеевитов. Когда прилетели в следующий раз, ни плато, ни еремеевитов уже не нашли, но находку под именем русского геолога успели зарегистрировать. Об этом есть и в одной из статей нашего сайта. В какой не помним. Там немного подробней.

Сейчас голубой еремеевит является топовой редкостью. Единственный источник Мадагаскар, но проявления минерала разбросаны по острову. Цвет еремеевита не похож ни на один из голубых оттенков топаза, аквамарина. Напоминает бледно-голубой сапфир из месторождения Канчанабури, Тайланд. Примерно такой цвет https://redkiekamni.ru/kamni/aleksandrit-izumrud-rubin-sapfir/sapfir/siniy/sapfir-siniy-15216-17223-kamni.html .

Желтый и бесцветный еремеевиты встречаются гораздо чаще. И на нашем Урале и в долине Могок в Бирме, и на Мадагаскаре и много где еще. Настоящей редкостью является именно голубой еремеевит. По нашим оценкам, камней размером более 1 карата в мире не более 10 экземпляров. Хотя есть даже изделия со вставками из голубого еремеевита.

Александр, 28.01.2016

Благодарю за ответ! Насчёт "специалиста" - это Вы мне явно льстите ))

Размышляю над определением темы возможной коллекции. Либо надо подбирать самоцветы по "академическим" вещам типа химического состава, способа образования и т.п., либо по более понятным широкому кругу оптическим свойствам. Хотя бы для того, чтобы не превратиться в глазах близких в сумасшедшего собирателя каких-то "камушков", рассказ о которых без трёх зевков и понять-то невозможно, не то, что повторить ))) С оптическими свойствами проще - вот они анфас одного цвета, а в профиль - другого, вот с неожиданным свечением в ультрафиолете, вот с диковинными рисунками...

Помогите мне, если возможно, разобраться с оптическими свойствами минералов, поддающихся огранке

0. Иризация, авантюризация, лабрадоризация, адуляризация, астеризм, кошачий глаз - кажется, все они относятся только к кабошонам, а я хотел бы сосредоточиться на камнях с фасетной огранкой (просто по внутреннему ощущению, эффекты, разумеется, выглядят очень впечатляюще). Иризирующая плёнка на поверхности огранённого камня, видимая под определённым углом зрения, зависит не столько от типа камня, сколько от его огранки/полировки?

1. Плеохроизм.

Про дихроизм в целом всё понятно (и на один из Ваших иолитов я заглядываюсь уже давно :). А бывают ли ювелирные камни с насыщенным цветом и ярковыраженным трихроизмом? И правильно ли я понимаю, что для наблюдения этого эффекта лучше походят большие камни (у полукаратного самоцвета будет слишком маленький размер, чтобы цвета не смешивались, а были видны чётко)?

Нагуглил про магнитооптические эффекты (Фарадея, Керра, Коттона-Мутона) и изменение цвета под воздействием магнитного поля, но так и не смог найти наглядные примеры в отношении минералов. В поиске «драгоценных спецэффектов» я ушёл совсем не туда?

1а. Александритовый эффект.

У Вас замечательная коллекция александритов, демонстрирующих отличную насыщенность и реверс цвета (когда вижу фотографии с бледными, едва меняющими цвет, александритами, становится очень печально за такие примеры во вроде как профессиональных журналистких статьях). Из одного получилось чудесное авторское кольцо в подарок подруге, ещё раз спасибо! Но вот найти камни с обратным александритовым эффектом и хорошей насыщенностью, не могу. На сайте вижу статью про турмалин (https://redkiekamni.ru/gemmologicheskie-novosti/tyrmalin/turmalin-s-obratnym-aleksandritovym-effektom-631-article.html), но цвета явно невыразительные. Вы упоминали минимум о шести ювелирных камнях с обратным александритовым эффектом, не назовёте?

2. Люминесценция (флюоресценция, фосфоресценция)

3. Опалесценция

4. Камни с включениями, рисунками и т.п.

В этих пунктах пока никаких вопросов не формируется, буду читать дальше и изучать примеры. Нашёл отличный пример флюоресценции в сочетании с редкостью камня - бенитоит. Правда, пока не понимаю, все ли бенитоиты флюоресцируют и при какой длине волны (везде флюоресценция указана как отличительная черта бенитоитов, но нашёл картинку с сертификатом на природный бенитоит, где указано отсутствие флюоресценции при 254нм и 365нм - то ли он не флюоресцирует ни в одном диапазоне, то ли геммолог МГУ что-то напутал)

Скажите, пожалуйста, какие оптические эффекты я упустил и на что ещё обратить внимание?

Аметистов, 28.01.2016

Подкинули, Александр работы много, но мы ответим коротко, но, надеемся, ясно.

ИРИЗАЦИЯ - "многоцветное сияния камня" - не важно по каким причинам. Есть иризация драгоценного опала, обусловленная дифракцией спектральных составляющих белого или не совсем белого, но все равно "смешанного" света на плоскостях, образованных сферическими глобулами опала. Если мы видим определенный цвет опала, то выполняется закон Вульфа - Брэгга: 2d sin Q = L, где Q угол, "под которым мы смотрим на опал" (не совсем так, но для объяснения именно так, далее в книги), d - межплоскостное расстояние для плоскостей, образуемых глобулами, а L - длина волны света того самого цвета, который мы видим под этим углом зрения. Таким образом, если межплоскостные расстояния, то есть, расстояния между различными рядами, образованными глобулами одного порядка с длинами волн видимого света: 0.3 - 0.8 мкм, может реализовываться дифракция ВИДИМОГО СВЕТА на межплоскостных расстояниях. Смотрим на опал под определенным углом, для этого угла выполняется условия Вульфа-Брэгга для красного излучения и ... от опала отражается красный свет. Опал и угол зрения сами выбирают этот свет из смешанного белого. Если глобулы слишком большие или слишком малые, то эти опалы обыкновенные, их межплоскостные расстояния тоже отражают свет, но в ИК или УФ области. То есть, опал в глазах человека становится не крсивым одноцветным. (помните мы видим свет с длинй волны от 0.3 до 0.8 мкм). Кстати от слоев, образованных атомами, тоже отражается свет. Рентгеновское излучение с длиной волны в несколько ангстрем. Размеры атомов равны нескольким ангстремам. Все то же самое. Проще эффект объяснить нельзя. И сейчас станет ясно почему.

Еще немного об опалах. Эффект иризации опалов образуется не на поверхности, а на всей глубине проникновения белого света в опал. В эфиопских ДРАГОЦЕННЫХ джиразоль опалах (пардон, в Австралии нет, как бы там не артачились) иризирующая дифракция происходит во всем прозрачном объеме камня! А разные участки немного разно ориентированы. Так что возникает море радуги и множество смешанных цветов. Тут и оранжевый, изумрудный (голубой + зеленый) и др. Так что австралийские черные опалы с их миллиметровой глубиной формирования иризации отдыхают. Это в развитии нашей недавней статьи на сайте https://redkiekamni.ru/samie-svezhie-novosti/20-01-2016-konec-isklyuchitelnosti-806-article.html . Это мы ответили на Ваш вопрос об иризирующей пленке. Пленки такой в природе нет. Есть на в ИСКУССТВЕННЫХ МИСТИК ТОПАЗАХ И КВАРЦАХ. Там, действительно, напыляют пленку переходных металлов на поверхность ограненного камня. Она и дифрагирует свет.Ничего от качества огранки не зависит. Цвет мистика зависит от толщина и материала пленки. Материал пленки действует при этом как световой спектральный фильтр.

МИСТИК ЭФФЕКТ действительно есть в природных камнях. Он родственник адуляресценции. Дифракция в натуральном кварце происходит на трещинах с толшиной зазора - Вы догадались - 0.3 - 0.8 мкм.

ОПАЛЕСЦЕНЦИЕЙ геммологи называют иризацию опалов. А грамотные геммологи называют так только голубую иризацию опалов, халцедонов, сердоликов, линкуриев и других сильно просвечивающих, но не прозрачных камней. Называют так голубую иризацию, обусловленную совершенно другим, не дифракционным - интерференционным оптическим эффектом Тиндаля. Это такой эффект, открытый Тиндалем в коллоидных растворах с размером коллоидных частиц порядка нескольких мкм. На сайте есть камень - опал "Тиндаль" с живой, меняющейся со временем границей возникновения эффекта Тиндаля. https://redkiekamni.ru/kamni/samie-interesnie/bolshie-kamni/opal-dzhirazol-v-obolochke-ognennogo-opala-tindal-6913-8410-kamni.html . Там то "желток" наступает, то "белок". Камень был приобретен нами непосредственно на африканском развале в виде куска джиразоль опала. Африканцы уверяли, что это опализированное яйцо динозавра. Но мы сообразили. Это не яйцо. Здесь покруче будет. На сайте при камне, действительно единственном в мире, есть наша статья, детально описывающая эффект Тиндаля в опалах. Здесь повторяться не будем.

ЛАБРАДОРИЗАЦИЯ - все тоже самое, но дифракция света различного цвета происходит на слоях полевых шпатов толщиной .... догадка точна! 0.2 - 1 мкм. Все тоже самое, объяснять ничего не нужно.Объяснили уже один раз. Так в лабрадорах, беломоритах, ортоклазе (американский штат Орегон), лунных камнях из Южной Индии (самых красивых) и многих других полевых шпатах. Почему именно полевые шпаты? Догадка верна - у них толщины так называемых ламелей - монокристаллических "бездефектных" слоев подходящего размера. Сравнимы с длинами волн видимой части спектра. Поясним монокристаллические плоские ламели чередуются между собой через двойниковые границы или дислокационные стенки. Это плоские дефекты. Далее в книги - в инете нет.

АДУЛЯРЕСЦЕНЦИЯ = ЛАБРАДОРЕСЦЕНЦИЯ = ЛАБРАДОРИЗАЦИЯ - в принципе = ВСЕ РАДУЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ ДИФРАКЦИИ - ИНТЕРФЕРЕНЦИИ НА ТОНКИХ СЛОЯХ, ТРЕЩИНАХ, ИСКУССТВЕННЫХ НАПЫЛЕННЫХ ПЛЕНКАХ. Цвета побежалости от окислов на металле помните? Типичная адуляресценция, извиняюсь. А масло на поверхности темной глубокой воды? Тоже самое. А разный цвет так как толщина пленки в разных местах разная.

КОШАЧИЙ ГЛАЗ это оптический эффект в виде белой световой полосы, напоминающей глаз кошки в темноте. При покачивании ювелирной вставки, обычно кабошона, эта световая полоса «перекатывается» из стороны в сторону, причём яркая линия перемещается вслед за изменением угла наблюдения. Очень красивый эффект! А вот тот факт, что яркая полоса «следит за вашим взглядом» придает этому явлению и некоторое мистическое значение – кажется, что драгоценный камень постоянно «смотрит» на своего хозяина.

К сожалению как в Рунете, так и в англоязычной сети этот эффект не нашел своего подробного, популярного объяснения. С удовольствием восполняем этот пробел. Эффект кошачьего глаза возникает исключительно в камнях с мелковолокнистой структурой. Если волокна в камне параллельны и достаточно тонкие (тысячные миллиметра), то кроме обычного зеркального отражения света от полированной поверхности кабошона, в объеме кристалла также происходит сильное дифракционное отражение световых лучей перпендикулярных волокнам. При дифракционном отражении света лучи отражаются таким образом, что их интенсивность складывается, достигая максимума при определенных значениях угла отражения. (Эти значения связаны с толщиной волокон или расстояниями между ними опять же законом Вульфа-Брэгга.) Волокнистая дифракционная решетка сама выбирает из светового потока лучи, падающие под углами, близкими к углу отражения, и фокусирует их в узкую и яркую полосу кошачьего глаза. Дифракционно отраженные лучи становятся особенными (для особенно любознательных - поляризованными и когерентными), так что человеческий глаз может увидеть только те из этих лучей, которые попадают на сетчатку глаза под строго прямым углом. При малейшем отклонении от этого угла особенные отраженные лучи зрачком глаза не пропускаются и не достигают фоточувствительной глазной сетчатки. То есть, глаз не видит РАССЕЯННЫЕ дифракционно отраженные лучи. Видит только одинаково направленные! Вот здесь то и скрыта настоящая мистика эффекта кошачьего глаза. Действительно, камень следит своим кошачьим глазом за положением Ваших глаз. Но каждый раз это разное излучение, выбранное ОДНОМЕРНОЙ дифракционной решеткой ОДНОНАПРАВЛЕННЫХ ВОЛОКОН из всех рассеянных вокруг лучей. Выбирает эта дифракционная решетка только лучи, падающие на решетку и в Ваш глаз под углом Вульфа-Брэгга Q. Но в этом случае, в отличие от опалов в глаз попадают все виды волн, так как решетка ОДНОМЕРНАЯ. Но и виден кошачий глаз под разными углами. Он "следит" за взглядом.

ЗВЕЗДЧАТОСТЬ в сапфире, рубине, шпинели, кварце и других драгоценных камнях есть множественный эффект кошачьего глаза. То есть, в звездчатых камнях волокнистые включения или трубки располагаются не в одном, а в нескольких направлениях, так что эффект кошачьего глаза образует трех, четырех, а, иногда и шести лучевую звезду.

АВАНТЮРЕСЦЕНЦИЯ - не очень оптический эффект. Это эффект блесток: частичек гематита, фуксита, слюды и только природа знает чего еще. Объяснять нечего. Физики особой нет. Только вот деталька одна не тривиальная. Ортоклаз - солнечный камень из Орегона - иризирует за счет дифракции на слоях. А вот многим более красивый (это мы, чтобы американцы не выпендривались со своим солнечником по 2000 долл за карат) солнечный камень из-под горы Аруша, Танзания - там сложились 2 эффекта. Авантюресценция частичек гематита, гетита, лимонита (все окислы железа) - частичек, которые расположились (вот природа захотела) в плоскостях спайности ортоклаза, которые и являются плоскостями залегания дифрагирующих ламелей. Так что и блеск и многоцветье. Нет, решительно, природа приземлила американский ортоклаз из Орегона. Солнечник из Орегона отдыхает. Жалко только, что африканцы все уже вырыли ....

ПЛЕОХРОИЗМ - тут все ясно. Кристалл анизотропен и в разных направлениях спектральные характеристики поглощения - пропускания разные. Получается разный цвет. Пример трихроизма Вы назвали сами. Это Танзанит с зелеными участками - там всгда три цвета = синий + малиновый + зеленый. Иногда прибавляется еще и серый в некоторых направлениях. Но и это еще не все. Главный пятый цвет - желто-коричневые оттенки. Видишь из в любом танзаните - умножай цену минимум на 10! Это НЕ ОБРАБОТАННЫЙ КАМЕНЬ. Ну в США, конечно. В Японии еще... Ну вообщем замнём, для ясности. Смотрите камни с промежуточными - смешанными цветами. Всегда найдете 2 цвета. Повертите внимательно камень перед дихроскопом. И не только со стороны столика. Найдете и третий слабый, а возможно и четвертый, не слабый оттенки. В инете и не только все описано слабо. Интереса нет, да и еще кое чего.

МАГНИТООПТИКУ советуем оставить в покое. Магнитные природные камни только черная шпинель и железо-содержащие гранаты. Они, как назло, купические изотропные. Так что как поле не накладывай, ни цвет ни еще чего там меняться не будет. Вся эта занимательная кристаллооптика из всяких искусственных магнитоптических кристаллов.

АЛЕКСАНДРИТОВЫЙ ЭФФЕКТ вообще самый простой. Необходимо нарисовать распределения интенсивности света вольфрамовой лампы и Солнца в зависимости от длины волны. И наложить на эти спектры спектр пропускания александрита. И это все. Если на всех трех "колокол-образных" спектрах за максимум принять 100%, то спектры легко складывать как простую сумму точек на графика - точек, относящихся к одной длине волны. Складываем александрит + Солнце и александрит + W- свет. Получаем опять два колокола. Максимум первого соответствует длине волны зеленого света. Максимум второго - малинового (чуть ближе к синему, чем красный цвет). Вот и весь александритовый эффект. Простое сложение спектров. Тут ясно, что все зависит от спектра пропускания камня. Ведь два других спектра меняются мало. Только W-спектр. Его чудо-геммологи заменяют всякими желтыми лампами "дневного света". Тоже кстати куча доп эффектов может появиться. Спектры то несколько другие. Тут конечно, мы про четвертый спектр забыли. Спектр восприимчивости человеческого глаза. Но вся физическая оптика разработана именно для этого глаза. Не для мышей и котов. Там все всегда красное. Никаких александритов!

Камней с александритовым эффектом много. Если приглядеться, то почти все зеленые и синие камни с эффектом. Как обычно, маленькая деталька. Нужно только посильнее осветить. Сердолик, Тиманский и Бразильский халцедоны. Индийский моховый агат. Демантоид. Гранат Мали (это не классический александритовый гранат - здесь другой случай). Зеленый сапфир из Чантабури. И др. Объяснение очень простое. У них спектры пропускания находятся между спектрами лампы и Солнца.

Относительно шести камней с обратным александритовым эффектом мы могли в прошлый раз и зарапортоваться. Что нам известно? Таким эффектом обладают многие турмалины особенно с эффектом Усамбара - это эффект зависимости спектра пропускания камня от его толщины. Теории, кстати, нет до сих пор. Есть стекла. Синтетические. Есть синие очень редкие гранаты - см инет - там обратный эффект. Есть доминиканский янтарь голубой - там тот же эффект. Иногда в желто - синих (не в суммарно зеленых) сапфирах из Нигерии. Точно есть в Волынских натуральных шампань-светло-голубых топазах. И т.д. Тут вот объяснять то и нечего боле. Нужно, чтобы спектр пропускания камня состоял из двух колоколов. Один близок к желтому цвету - другой к синему. А таких камней много.

Послесловие к александритвому эффекту. В инете - много отождествлений плеохроизма и александритового эффекта. Это не правильно. Два абсолютно разных эффекта. Первый этозависимость спектра пропускания от кристаллографического направления в не кубических кристаллах. Второй это сложение спектров испускания и пропускания среды (нет зависимости от анизотропии и типа твердого тела). Александритовый эффект - чисто оптический. Кристалл здесь не причем. У александрита есть оба эти эффекта. Но они напрямую не связаны. У многих ювелирных стекол есть эффект изменения цвета. Плехроизма в изотропных средах и быть не может.

Про БЕНИТОИТ доподлинно не знаем. Так что умничать не будем. В инете много всякого. У нас бенитоиты четыре раза были. Заглянуть внутрь не успели. Страсть здесь прям к американскому. И к деньгам и к камням. Ежельше сами не пощупали, то судить не беремся.

ФЛЮОРЕСЦЕНЦИЯ прекрасный красивый эффект, позволяющий быстро определить натуральные алмазы в 90% случаев. Еще много ОТДЕЛЬНЫХ применений. В основном для определения камней и определения месторождения камней. И все. Конечно все будет очень красиво, если пойти с рубином или флюоритом в клуб с УФ лампами. Там кстати рубин с залеченными трещинами может пятнами "пойти". Но это все экзотические ситуации.

ФОСФОРЕСЦЕНЦИЕЙ обладают лишь несколько типов камней. Это когда фото облучение сегодня, а люминесценция длится до завтра - на самом деле несколько долей секунды "после".

КАМНИ С ВКЛЮЧЕНИЯМИ - это вообще очень интересно. Но красиво только в том случае, если включения БОЛЬШИЕ и ВИДИМЫЕ НЕ ВООРУЖЕННЫМ ГЛАЗОМ. Кстати кошачий глаз и звездчатые именно сюда относятся. Можно и кварцевую коллекцию уникальную собрать с разными включениями. А вот от микроскопических включений при коллекционировании нужно держаться подальше. Только для случая определения месторождений рассматривать.

Ну вот, как бы все, коротенько. Однако, треть основ геммологии коротенько то. Почти все оптические эффекты.

В заключении. Все перечисленные нами эффекты, кроме кошачьего и звездчатости реализуются в ограненных и кабошонированных камнях одинаково. Два исключенных эффекта для пронзительной выраженности требуют выпуклой формы представления. Такую огранкой не создашь. Линии не останутся непрерывными. Будут ломанными и прерывистыми. Все остальные эффекты резче выражены в ограненных камнях. Даже эффекты, связанные с включениями. Тут опять же подвох. Класс огранщика, который умеет украсить камень включением или сложным оптическим эффектом, не просто очень высокий. Это класс уникален. Объясним на примере. Если разместить маленькую голубую область в волынском шампань-топазе вблизи калеты, то камень становится многоцветно-оранжево-персиково-голубым. И об этом знают многие классные огранщики. А уж о обязательном соблюдении правила критического угла павильона для достижения этого эффекта, мы уже не говорим. Мы обсуждаем не азиатский класс огранки. Но мало, кто знает, что расположив только один (1!) ус рутила перпендикулярно столику хорошо ограненного камня, мы получим КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКИЙ неповторимый узор. Сделаем невоспроизводимую редкость вообщем то из ничего. Еще более фундаментальные редкости можно совершить огранкой из кварца с включениями ярко-голубого или бирюзового гилалита или ярко-зеленого пумпеллита. Ведь там, где живут такие камни (Бразилия) подобных огранщиков нет. Так что коллекционирование ограненных камней может родить бурю новой красоты и редкости при виртуозном владении оптикой огранки. Или знакомством с подобным мастером. Или обучением подобного мастера. Надеемся, что охватили все Ваши вопросы, Александр. С уважением

Александр, 29.01.2016

Огого, два раза перечитал - десять раз у гугла переспросил... назавтра надо ещё раз вдумчиво перечитать. Спасибо... Кажется, у Вас получилась отличная статья в раздел Образование - Школа. Простите за «новичковость» и дотошность, наверняка с Вашим уровнем уже не очень интересно в пятисотый раз объяснять одно и то же...

...что же выбрать, как же сформулировать тему... ушёл думать )

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья

E-mail: info@redkiekamni.ru

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
8 963 750 38 38 Дарья
Ознакомиться с камнями вживую Вы можете в нашем офисе по предварительной договорённости.
Приглашаем к сотрудничеству ювелиров.





Наши телефоны:


8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 10:00 - 18:00
Пт: 10:00 - 17:00
Офис работает только по предварительной записи (адрес офиса можно узнать у менеджеров)
Каменное сырьё:
8 963 750 38 38 Дарья
Время работы:
Пн-Чт: 11:00 - 18:00
Пт: 11:00 - 17:00
С нами можно связаться также через Whatsapp, Telegram
КАМНИ НЕ ПОКУПАЕМ И НЕ ОЦЕНИВАЕМ

8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Дарья