Ценообразование, ликвидность и бренды на рынке цветных драгоценных камней
Евгений С., 10.07.2016
Здравствуйте! Интересно Ваше мнение касательно сложившихся порядков цен на драгоценные камни. Именно не в аспекте "цена-качество" применительно к одному типу минерала, а относительно разных камней.
Например, почему цена рубина (особенно с "отсутствием следов облагораживания") раз в 100 превосходит цену аналогичной по красоте и близкой по цвету шпинели (при этом шпинель не облагорожена, да еще и наверняка окажется с более высокой чистотой)?
Подобная аналогия может быть и при сравнении средненького сапфира, который окажется в 10 раз дороже кианита красивого василькового цвета и редкого ювелирного качества (с однородным цветом и незначительным количеством включений и неоднородностей). Можно продолжить этот ряд: кто поспорит, что красота и магическая притягательность иолита высокого качества не может "поспорить" с загадочностью александрита? При этом александрит подобного качества и веса будет в 500-1000 раз дороже.
То же самое: турмалин параиба - циркон старлайт, цены отличны на несколько порядков.
Понятно, что на конечную цену камня влияет и редкость, и промотирование, и картельный сговор. Но почему цены могут отличаться в 10-1000 раз? Ведь по логике и здравому смыслу для большей части обладателей камней должна быть важна просто красота камня, его притягательность, неширпотребность (если можно так выразиться). Или я ошибаюсь, и самое главное для носителя ювелирной редкости с камнем - это "бренд"? Типа: "у меня необлагороженный рубин" и т.п.....
Резюмируя, вопросы следующие:
- с чем связана такая вопиющая (на мой обывательский взгляд) несправедливость ценообразования с различием в ценах 10-1000 крат. Даже Роллс-Ройс ведь не стоит дороже Мерседеса или Фольцвагена в 100 раз (хотя там тоже присутствует и эксклюзивность, и промотирование и исторические корни);
- какие еще камни на Ваш взгляд сильно недооценены с точки зрения их красоты;
- можно ли предполагать, что доступный сегодня среднеобеспеченному обывателю циркон, шпинель, кианит, сфен, иолит могут завтра оказаться слишком дорогими (не с точки зрения инвестиции, а как приобретаемый товар).
Аметистов, 10.07.2016
Евгений, во-первых, Вы задали один из самых интересных вопросов за 10 лет существования фирмы. Спасибо.
Во-вторых, Ваши суждения и предположения относительно ценовых диспропорций рынка ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЮТ фактам и нашим знаниям тенденций рынка. Поэтому нам остается лишь обобщить и систематизировать на основе классического маркетинга то, что Вы блестяще сформулировали на единичных примерах. Пожалуй, Вы не упомянули лишь один очень важный фактор, который сильно влияет на рынок камней - наличие или отсутствие регрессивного законодательства на той или иной территории развития рынка. С этого и начнем.
1. В целом на мировом рынке понятия "драгоценный камень" (precious gem/stone) и полудрагоценный камень (semi precious gem/stone) благополучно отмирают, если не «умерли» уже окончательно и бесповоротно. Термином на международных конференциях и выставках не пользуются вовсе по одной простой причине. Вот она эта причина. Термин «precious» ни о чем не говорит. Ни об уровне цены, ни о редкости, ни о законодательном регулировании оборота. Насколько нам известно, только в одной стране термин «драгоценный камень» носит законодательный смысл. Это Россия. Закон 1998 года, написанный наспех для срочной подгонки законодательства под вступление в ВТО, в части, касающейся цветных камней, не служит в настоящее время своей цели. То есть, он не противодействует воровству у государства, мошенничеству и отмыванию доходов. А вот на рынок он оказывает огромное влияние и не только сдерживающее. Благодаря этому Закону происходит те самые искажения пропорций цена-качество, о которых Вы, Евгений, говорили. Если за камень сажают, значит, он престижен, всегда дорог, всегда красив (?) и … это настоящий объект инвестиций. Подробнее о выполнении Законом своих функций см. в нашем недавнем посте https://redkiekamni.ru/forum/obsyzhdenie/kakie-kamni-schitat-dragocennymi-1973-forum.html#m1994 .
2. Обобщим замеченные Вами характеристики рынка драгоценных камней. Эти характеристики достаточно уникальны. С одной стороны этот рынок НЕ НАСЫЩЕННЫЙ – месторождения постоянно и повсеместно обедняются (кроме алмазных, - там копают все глубже и находки все больше), и цветные камни постоянно кончаются. Примеры: мадагаскарский демантоид, тайские рубины (Бо Рай), российский малахит и … даже некоторые высшие сорта нефрита. Можно привести названия 100 камней, которые кончились вообще или заканчиваются. Кстати среди них Бразильский турмалин Параиба. Остался только Мозамбик и чуток Нигерии. А то, что демонстрируют как бразильские камни, были добыты лет 20 назад и просто придержаны расчетливыми хозяевами. В том числе и скупочными хранилищами Cartier, Tiffani и прочей «мировой ювелирной закулисьей». Все эти примеры говорят о том, что по всем правилам маркетинга рынок драгоценных камней должен быть РЫНКОМ ПРОДАВЦА. То есть, цену предложения должен определять продавец, а не капризный покупатель. На практике же этого не происходит. Не происходит потому, что у рынка еще одна особенность. Мировой ювелирный рынок, и рынок камней в частности, являются легко и СИЛЬНО ПРОМОТИРОВАННЫМИ рынками. Что это за рынки?
3. Это УЗКО ТОВАРНЫЕ рынки, которые были созданы и управляются «до поры до времени» несколькими транснациональными корпорациями. Эти корпорации и являются движущей силой ПРОМОТИРУЮЩЕЙ развитие этих рынков. Чем уже перечень и ОБЪЕМ – КОЛИЧЕСТВО товаров и соответствующая покупательская аудитория, тем легче создавать такие рынки и тем легче ими управлять. Управляют этими рынками корпорации с помощью известных рыночных инструментов. Прежде всего это картельные ценовые соглашения. (С ними сейчас у «алмазников» беда. Все стараются нарушить «картель» и снизить цену первыми, тогда большой выигрыш и уход от разорения.) Кроме этого – промотирующие выставки, хорошо освещаемые аукционы (иногда с фальшивыми сертификатами, но ведь это не главное?) и большие оценочные и регулирующие фирмы – Rappaport, GemWorld Int., CIBJO туда же. Все эти мертворожденные компании финансируются и управляются алмазодобывающими и крупными ювелирными корпорациями.
4. Теперь просто подтвердить многие Ваши суждения, Евгений. Циркон старлет Красивее турмалина Параиба, так как у первого дисперсия выше, чем у алмаза. У него блеск многоцветней! Но Тиффани, Картье и прочие в конце 20-го века закупили на многие миллионы долларов именно турмалин Параиба, а не цирконы из богом забытого местечка Ратанакири в Камбодже. Из всех цивилизованных удобств там только … климат. Туда скупщиков на минные поля «красных кхмеров» было не загнать. Другое дело почти соседняя Бразилия. Циркон старлет дешевле только потому, что он меньше ПРОМОТИРОВАН. Далее, красота есть характеристика сильно субъективная, а значит легко промотируемая. Это понятие, как Вы и заметили, легко смешивается с понятиями престижности, пафосности и прочая и прочая. В России, как мы писали выше, понятие красота камня практически слилась с притянутым за уши термином драгоценный камень. Поэтому любой, абсолютно любой рубин красивее рубеллита и шпинели Джедай. Большинство кианитов красивее сапфиров. Более того, кианиты ювелирного качества составляют примерно 1% из всех добываемых в Непале кианитов. А больше их нигде нет. Однако кианит «мягкий», но главное в него нет вложений – отсутствует Promotion. И, как Вы верно заметили, но не обобщили, кампания по промотированию товара (камня) считается успешно законченной, когда создан БРЕНД.
5. Создание ювелирно-каменного бренда проиллюстрируем еретическим примером. Кашмирский сапфир – легендарный бренд камня, который с точки зрения НЕЗАВИСИМОЙ коммерческой геммологии является «мыльным пузырем». Мы пытались в течение 6 лет поймать этого «призрака» - вершину красоты синего камня. На рынках его нет. Есть на аукционах, но мы уже давно поняли, что там продаются сертификаты в большей степени, чем камни соответствующие этим сертификатам. С сертификатами тоже не все ясно. Мы установили это по сертификатам на «древние резные изделия из китайского (?) нефрита». Мы во многих случаях уверены, что продавался новодел из речных, улан-ходинского и оспинского нефритов. Их древность ограничивается 50-тью годами. Так вот о кашмирском сапфире. У старых индийский торговцев эти камни есть. Темно-синие, почти всегда с фиолетовым иногда и с розовым оттенком камни ценятся очень дорого, так как высокогорное месторождение уже 50 лет закрыто индийскими военизированными отрядами егерей. По мнению наиболее опытных индийских торговцев, имеющих магазины и в Нью-Йорке и в Лондоне, английские ювелирные фирмы успели скупить порядка 1000 карат наиболее синих и крупных камней еще на рубеже 19-20 веков. Те же индийцы утверждают, что эти камни были проданы еще в 20-м веке, с тех пор настоящих «кащмиров» на рынке нет. Их с успехов заменили цейлонские разности, которые гораздо красивее и в большей степени соответствуют определению цвета как CFB – corn flower blue. Те же индийцы утверждали, что все кашмирские камни, которые продаются на аукционах Кристи и Сотби’c (Sotheby's) родом со Шри-Ланки. Там узкая цепочка дилеров сначала вывозят их в Кашмир потом в Джайпур, где они ограняются, при этом носителями подложной тайны являются только первые и последние из цепочки дилеров. Далее сапфир в 3-4 карата, добытый где то в реке Калуганга или в других местах вокруг Ратнапуры, оправляется в недорогую оправу тысяч за 10 долларов и продается на аукционах (обычно на Гон-Конгских филиалах – там меньше настоящих знатоков и больше «новых китайских» нуворишей) за несколько миллионов долларов. Сертифицирующими лабораториями обычно выступает все те же Гон-Конгские филиалы именитых геммологических лабораторий. Вся операция, даже если речь идет о необработанном ярко-синем цейлонском сапфире, обходится в несколько десятков тысяч долларов. Но и это еще не все. Если весь геммологический мир об этих замещениях «Цейлон вместо Кашмира» не догадывается, то скупщик подходящих камней, тамил по национальности хорошо известен в Ратнапуре. Все знают, нашел большой камень, сходи, прежде всего, к нему. У него самые высокие цены, он работает на «Кашмир». Нужно, только чтобы камень в сырье был достаточно темным, что на Цейлоне большая редкость – в основном «на гора» выдается молочная геуда с темно синими точками. Для «умников и знатоков»: обращаться к Фотоатласу Губелина и Куйволы бесполезно, там настоящих кашмиров нет, а те что исследованы по спектру микровключений полностью совпадают с таковым для цейлонских сапфиров. Живет в Бангкоке вреднейший для многих коммерческих геммологов исследователь от GIA – Vincent Pardieu. Вот он с сотоварищами зашел на кашмирское месторождение не со стороны Индии с ее егерями, а со стороны Пакистана. И исследовал образцы, не только найденные им сами, но и скупленные у многих индийских и пакистанских торговцев в городках вокруг горного Кашмира. При этом сам Пардью не смог с точностью сказать, с какой стороны границы индийской или пакистанской был найден тот или другой образец. Вот авторы и название цитируемой статьи Sapphires Reportedly from Batakundi/Basil area: A preliminary examination and a comparison with rubies and pink sapphires from other deposits in Central Asia. Vincent Pardieu, Kamolwan Thirangoon, Pantaree Lomthong, Sudarat Saeseaw, Jitlapit Thanachakaphad, and Gary Du Toit = GIA Laboratory, Bangkok. Статья опубликована НЕ ШИРОКО. Причин этому много, но главная состоит в том, что сам Винсент является одним из самых главных посредников скупщиков сапфиров для нескольких ювелирных фирм. Чего рубить сук то? Ведь на дотации GIA не проживешь даже в дешевом Бангкоке. Так вот в статье речь идет именно о фиолетовых сапфирах с легким синим или розовым оттенком. Цвет сапфиров с фотографий в статье в точности совпадает с цветом кашмирских сапфиров, которые мы видели в у нескольких индийских торговцев в совершенно разных районах мира. Разница состояла лишь в том, что сапфиры у торговцев были добыты очень давно (по их словам, разумеется), а сапфиры. Описанные в статье добыты не более десяти лет назад. Вот теперь мы подошли к главному. То есть к деньгам. Четырехкаратный «кашмирский» сапфир на аукционе стоит примерно 5 миллионов долларов. Из них 4.950.000 тысяч за бренд, и только 50 тысяч за пусть и редкий, но цейлонский сапфир.
6. У компаний, управляющих частично ненасыщенным (цветные камни) и пересыщенным (бесцветные алмазы) рынком есть два естественных, так сказать, рожденных самой природой экономики врага. Это взаимоисключающие факторы: РЕДКОСТЬ некоторых видов товара (камней) и … МАССОВЫЙ СПРОС на товар и ЕГО НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. С редкостью товара компании бороться научились и весьма успешно. Старый бренд на давно исчезнувшие камни можно заставить служить и впредь, слегка изменив сам товар (см. выше на примере «кашмирского сапфира»). Вот с массовостью потребления, например, бриллиантов (Китай), и их массовым производством (Китай, Индонезия – синтетика, Россия, ЮАР, Канада, Австралия – все нарушают картельные соглашения об ограничении добычи) ПРОМОТИРУЕМОМУ РЫНКУ справиться не удалось. Ну, насчет бесцветных алмазов с их рухнувшими и продолжающими резко снижаться ценами, останавливаться не будем. Все ясно даже из стеснительных официальных публикаций в экономической и коммерческой прессе. Вряд ли поможет и недавняя спастическая смена старого элемента бренда «Бриллианты навсегда» заменили на «Подлинное редко». Понятно, чем руководствовались – убрать прессованные и выращенные алмазы с рынка. Несмотря на то, что новый слоган практически заимствовал название нашего сайта, мы желаем всем «алмазникам» успехов. Только смена слогана вряд ли поможет. Уж больно много добывается природных алмазов. И уж очень сильно накручена на них цена – на мелкие «обсыпные разности» многие тысячи процентов. Слишком высока ценовая планка пирамиды и слишком тяжело отказываться от очень дорогих отраслевых привычек. А действовать нужно не просто быстро. Практически день в день после изменения тенденций. А такие «быстроумные» менеджеры в России в соответствии с бриллиантовым слоганом «подлинная редкость». Будем надеяться.
7. Наконец, отвечаем на Ваши два последних вопроса. Какие цветные камни недооценены и … в какие из них можно хорошо инвестировать (вопроса не было, но он витал в подтексте: «те, которые завтра могут оказаться слишком дорогими). Перечисленные ниже камни определены как наиболее привлекательные и красивые со всех точек зрения, не с потолка, а в соответствии с развитием самого рынка цветных драгоценных камней, включая, конечно, и данные о запасах и обеднении месторождений. Порядок перечисления произвольный и не связан с приоритетами.
- Шпинель красная, синяя, голубая (лучше вьетнамская), джедай и полихромная вьетнамская шпинель (у нас даже (?) нет)
- Сапфиры КРАСИВЫЕ от 2-3 карат, можно и термически обработанные, но не залеченные с кобальтом. Месторождения этих камней обедняются наиболее высокими темпами.
- Рубины только не обработанные
- Александриты ВСЕ ТИПЫ, включая и цимофаны с хорошим реверсом от 1 карата – их вообще на рынке уже нет
- Александритовый гранат (с эффектом смены цвета зеленый – красный) – на рынке практически нет, а цены все еще не заоблачные
- Красивые полихромные сапфировые и рубиновые разности, лучше не обработанные. На них в США покупательский бум, дойдет и до нас, когда таких камней уже не будет. Эти камни наиболее редкие разности корундов
- Чистые, пусть и светлые изумруды из редких месторождений – Зимбабве (ванадиевые), Байя – Бразилия, м/р Капоэйрана (это все дорого)
- Турмалины необычного цвета (оранжевый, желтый, сиреневый, синий (не сине-зеленый, а синий) и необычных контрастных цветовых сочетаний
- Аквамарины полихромные (большая редкость) и ярко-голубые не облученные (например вьетнамские)
- Бериллы необычного цвета (например лавандовые)
- Нефрит кошачий глаз ярко-зеленый без черных точек (в любом виде), на рынке и на местах уже нет, а у китайцев будет ажиотаж в ближайшее время обязательно
- Цаворит – любой насыщенности цвета - его уже на рынке нет
- Андалузит – он гораздо более редкий камень, чем другие плехроики - иолит и танзанит (последний сильно промотирован Тиффани, вот и все …)
- Кианит синий вполне достойный камень, обратить внимание на чистоту
- Всякие редкие ЮВЕЛИРНЫЕ кварцы ЭКЗОТИЧЕСКОГО ЦВЕТА с редкими включениями
- Многоцветные эфиопские опалы, их цена растет такими темпами, что скоро сравняется с таковой для австралийских опалов
- Гранат демантоид с сильной дисперсией (с хромом – чуть коричневатый)
- Гранат Мали с сильной дисперсией (с хромом – чуть желтоватый или )
- Дианит, если посчастливиться
- Кварцит под названием Синяя яшма ирнимит, опять же если достанете хотя бы ярко-синий кабошон
- Редкие драгоценные камни, рынок здесь специфический, но коллекции очень и очень ДОРОГИ
- Есть и еще всякие каменные и околокаменные разности, красивые, прочные, дорожающие и … очень желанные.
С уважением и благодарностью. С Вашего разрешения, Евгений С, чуть позже преобразуем ответ на Ваш квалифицированный вопрос в статейку. Премируем Вас за вопрос (1+) - каратным синим полихромным сапфиром из тайского месторождения Бангаджа. Месторождение открыто рядом со старым заброшенным месторождением темно-зеленых сапфиров на Востоке Тайланда совсем недавно (новый карьер). Но 4 обогатительных установки и 2 карьерных экскаватора работают и день и ночь. Думаем, это все скоро закончится. Ну а пока звоните нам на следующей неделе. С уважением =